Цены на бензин: что дальше?

Два события последнего времени заставили меня обратиться к теме цены на бензин.

Четвертый день в столице Судана Хартуме не утихают массовые беспорядки. Протестная акция началась после отмены государственных субсидий на горючее. На данный момент, в ходе столкновений с полицией погиб 21 человек.

Непросто было найти точные данные повышения цены на бензин в этой стране, но я нашел. В один день цены здесь взлетели, при пересчете, с 24 рубля до 39 рублей за литр. Что не говори, рост значительный, но это Судан. Страна находится в очень сложной ситуации: инфляция в стране – 40% и после отделения Южного Судана в 2011 году Республика Судан лишилась 75% месторождений нефти, отошедших новообразованному государству.

У нас и инфляция не такая, и нефти добывается всё больше, но темпы роста цен на топливо и не думают останавливаться. Чаще всего, в качестве объяснения этого  внутри страны, приводятся факт постоянно высоких  цен на нефть в мире. Неужели нельзя защитить внутренний рынок такой нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей страны, как Россия?

Наверное, можно, но последние решения  правительства и Госдумы, указывают на то, что внутренний рынок никто защищать и не собирается.

Последний «финансовый маневр», как назвали его в профильном министерстве, и вовсе перекладывает проблемы государства на плечи граждан.

Недавно Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, которые увеличивают базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и одновременно поэтапно снижают ставку вывозных таможенных пошлин на "черное золото".

В правительстве утверждают, что на прибылях нефтяных компаний это мало скажется. Логика чиновников понятна: НДПИ собирать легче, чем таможенные пошлины. Ты еще только «качнул» нефть, а налог уже должен заплатить. Бюджет легче собирать. А то, что нефтяники этот временной финансовый разрыв (когда еще нефть перерабатывают и продадут…), возложат на внутреннего потребителя — наши власти мало интересует. Они у нас оптимисты. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, например, полагает, что литр бензина не вырастет в цене больше чем на 1 рубль 40 копеек. То есть примерно на 4,3 процента.

Другие эксперты в этом сомневаются. Изменение системы приведет к их росту как минимум на 5 процентов, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Но это не самые страшные прогнозы.

Возмущение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вызвало недавнее заявление вице-президента Московской топливной ассоциации Алексея Небольсина по поводу того, что цены на бензин в России в 2014 году вырастут до европейского уровня в 50 рублей за литр. «Подобные прогнозы могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них», – говорится в сообщении ФАС. Чиновники предупредили Небольсина о том, что его высказывания могут означать координацию ценовой политики членов ассоциации.

На мой взгляд, ФАС – самая беззубая структура в нашей стране, в отношении богатых корпораций. То ли законы у нас не те, то ли люди их исполняющие… Но все эти либерально-правовые разговоры о том, что сговор нефтяных корпораций по ценам, как всегда, доказать не удалось, начинают уже смешить. О потребителях нужно думать, о простых людях.

Считает ли кто-либо США нелиберальной (в экономическом смысле) страной? Между тем некоторое время назад республиканское большинство в сенате потребовало расследования причин повышения стоимости энергоносителей, а затем конгресс принял закон, вводящий уголовную ответственность за «необоснованное завышение цен на бензин». И не поверите, уважаемые читатели, закон действовать начал. По крайней мере, теперь мы с гордостью можем утверждать, что наш бензин, дороже американского.

Изучив, предельно непрозрачную схему формирования цен на топливо в нашей стране, я пришел к неутешительному выводу. Теперь я считаю, что объективных причин роста цен на бензин в нашей стране нет, а есть только субъективные: жадность госчиновников и алчность олигархов нефтяных корпораций.

В подтверждение, приведу главные аргументы – цены на бензин в нефтедобывающих странах: Венесуэла —  0.9 руб., Иран – 3, Саудовская Аравия – 7,  Катар – 8, Бахрейн – 9, Кувейт – 10, Оман – 13, Йемен – 15, Бруней — 15, ОАЭ – 15, Эквадор – 20, Малайзия – 22, Тунис – 23, Мексика – 25, Боливия – 26, США — 27, Индонезия — 29, Россия – 30. 

Есть только одна страна, цены на бензин в которой приводят в качестве контраргумента. Это Норвегия. Она независимый экспортер нефти, занимающее 16 место в мире по этому показателю. Там бензин стоит ого-го-го сколько —  68 рублей за литр. Только вот и здесь незадача, На среднюю заработную плату норвежец может купить в 2,5 раза больше бензина, чем россиянин. В относительном выражении это означает — что бы жить, как в Норвегии, наш бензин должен стоить 12 рублей. Вот такая простая арифметика.

Взывать к совести временщиков, настроенных на извлечения сиюминутной прибыли, думается бесполезно. Остается надеяться  на правительство нашего социального государства.

А механизмы для защиты внутреннего рынка есть!