Андрей Гольм о возможностях и невозможном

 

Как сделать так, чтобы жить в Ясном стало не только удобно, но и «вкусно», чтобы молодежь не уезжала из города, а реализовывала себя здесь? Город на востоке Оренбургской области претендует на статус территории опережающего социально-экономического развития.  Генеральный директор градообразующего предприятия «Оренбургские минералы» встретился с молодым поколением оренбуржцев, отвечая на неудобные вопросы и рассказывая о больших планах маленького города.

Нечасто можно увидеть руко­водителя крупного промыш­ленного предприятия, кото­рый вот так, запросто, мог бы общаться с горожанами в соци­альных сетях, вести свой блог, выстраивать диалог с разной целевой аудиторией неофици­ально, вживую, один на один. Несомненно, подобные демо­кратизм и доступность заслу­живают уважения. Но не пиара ради организуются подобные мероприятия. За ними – чет­кое понимание того, что бизнес, даже самый успешный, строится на людях. Это главный капитал и основа всего. А нашему городу и комбинату нужны молодые, инициативные, целеустремлен­ные юноши и девушки. Именно они творят и будут творить историю Ясного, создавать его будущее.

Надо отметить, что присут­ствующие в этот день в зале раз­делились на три группы. Первая – этакие «потребители», на мой взгляд, жизненных благ и ком­фортного существования (их девиз – хотим всего и сразу, и нам неважно, откуда вы это возьмете). Вторая – «ждуны» (они не против в чем-нибудь поучаствовать и совершенно искренне ждут, когда их позо­вут, а еще лучше – пригласят, с помощью красивой открытки, например). И, наконец, тре­тья – «павлы корчагины» (те, кто просто идет и делает нечто общественно значимое и полез­ное, потому что испытывает внутреннюю потребность вне­сти в жизнь своих друзей, сосе­дей, знакомых яркие краски, наполнить ее смыслом).

Остановимся на ключевых моментах, которые обсуждались на этой встрече.

Ясный оторван  от «цивилизации». Городу нужны плавательный бассейн, поезд до Оренбурга, «нормальный» торговый центр, «нормальная» больница

– Смотрите, мы все пытаемся жить по средствам. За два года адми­нистрация погасила старыхнакопленных долгов порядка 150 миллионов. Если бы у нас был бездонный карман, мы бы мыли улицы шампунем, — ответил Андрей Гольм. —  Да, во многих районах есть бассейны. И почти все они стоят закрытые на клюшку. Потому что содер­жать их для маленького города – безумно дорого. У нас в про­филактории имеется бассейн 8 на 11 метров. Так вот. Если взять весь бюджет профилактория, то на содержание бассейна ухо­дит примерно треть всех денег. Поймите, есть удовольствия, которые, дорогие. Чтобы бассейн был окупаемым, билет в него должен стоить 3-4 тысячи рублей. Есть классные вещи в нашей жизни, и о них можно думать. Но если выбирать между содержанием бассейна, куда ходят 20 человек, и ули­цами города, по которым ходят тысячи, выбираются улицы. Это печально. Но для того, чтобы оно таковым не было, нам нужно, чтобы в городе было много людей. Чтобы появлялись новые рабочие места. Та же история с поездом. Если бы ни ракетчики, нашей бы станции вообще не было. Вы говорите, удобнее на поезде ездить в больницу. Скажу так, мы в нашей больнице малень­кую революцию уже сделали. По-моему, пять или шесть новых врачей приезжает – гине­кологи, терапевты, педиатры, хирурги.

Здесь принцип такой: если у нас «плохая» больница, давайте сделаем «хорошую» больницу, а не хорошую дорогу, чтобы ездить в хорошую больницу в другом городе

Куда вкладывать средства – в больницу или в дорогу? Конечно, в больницу! Думаю, что не пройдет и года, как там начнутся изменения. И очень большие.

Что еще? Да – свозить ребенка на поезде в «нормаль­ные» торгово-развлекательные центры. Замечу, что не бог весть какое развлечение – сгонять за 500 км, чтобы погулять по мага­зинам. Есть хорошая поговорка для сына-подростка: если тебе делать нечего – иди, убери в гараже. Я, честно говоря, счи­таю, что пока тебе нет 35 лет, ты пахать должен, не останав­ливаясь. У тебя не должно быть времени на развлечения. Это я сейчас к молодым обращаюсь. А то, что получается: пусть твой папа сдыхает на двух работах, но ты вытребуй у него деньги на джинсы или еще на что-нибудь? Потому что ты лох без джин­сов? И папа будет покупать! И джинсы, и телефон, и автомо­биль, еще ипотеку на себя офор­мит. А ты требуй с него, парень, имеешь право! Так что ли?

фото: «Оренбургские минералы»

В Ясном нет работы, не могу никуда устроиться

– Здесь про­звучало, что кто-то три года не может устроиться помощ­ником машиниста экскаватора после окончания лицея. Без обид – работа неперспективная. Потому что сейчас весь мир ухо­дит не только от помощников, он вообще уходит от оператора к беспилотному управлению техникой. Но на комбинате не хватает много других специали­стов. Мы стараемся забирать всех выпускников техникума, кто не отказывается переучи­ваться, осваивать новые про­фессии, — рассказывает Андрей Гольм

– Для выпускников техникума вводим дополнительные ставки. Парни, правда, уходят в армию. Кто возвращается, кто нет. Девушек, например, на работу приняливсех. Из них часть не выдер­жала «естественного отбора», назовем это так. Они сказали: нам тяжело, мы так работать не можем. Есть новый проект на комбинате – «Машинострое­ние». Пять токарей (учеников) мы набирали аж целых два месяца! Из них двое уже напи­сали заявление, одного я еле отговорил, — поддерживает руководителя  дирек­тор по персоналу компании Вячеслав Матусевич.

– Хотите у нас работать – не сидите, ходите, стучите – вам отворят. Это первое. Второе. У нас люди почему-то уверены, что комби­нат в любое время дня и ночи принимает любого человека по любой специальности, с любым образованием и любыми навы­ками. В общепите не сгодился, в школе не получилось, в боль­нице не вышло. Ладно, мол, пойду на комбинат. Думаю, что для наших работников это было бы обидно. Мы же немного дру­гое предприятие. Мы же не на помойке себя нашли, — парирует Андрей Гольм.

Начинай работать как можно раньше. Чтобы стать в чем-то профессиональным, отдай этому делу 15-20 лет. И чем раньше ты эти 15-20 лет начнешь отдавать, тем раньше придешь к какому-то профессиональному результату. А если ты до 25 лет шаришься по торгово-развлекательным цен­трам, а только потом начнешь нарабатывать навыки, то чело­веком станешь годам к 45-ти.

Как молодежь Ясного может помочь городу стать более привлекательным, интересным, «вкусным» для жизни

– Давайте нач­нем с бесплатных вещей. Грубо говоря, есть боулинг, а есть городки. Я понимаю, что боу­линг – более понтовый, более модный, более симпатичный, — говорит Гольм.

Я помню реплику 15-летней давности. Спрашиваю: что в Ясном не хватает для счастья? Мне говорят – боулинга. Теперь он в городе есть. Мы стали счастливее? Ни один из видов развлечения никогда не даст счастья

Ваши идеи должны быть про­сты в исполнении. Их должно быть много. Хотите устроить День велосипедиста, роллера? Вот вам целая улица на два часа. Музыка. Шары. Сладкая вата. У нас не такой большой город, чтобы мы не могли позво­лить себе подобного меро­приятия. Итог – улица вышла. И покаталась и погуляла. Но любое подобное мероприятие – всего лишь «инструмент». Мы сегодня много говорили об «инструментах». Они не рабо­тают, если нет четко поставлен­ных целей. Во «взрослом» мире рождается сначала какая-то большая стратегия. Пусть не у каждого – у кого-то одного в голове. Он может ее даже не озвучивать. Но из этой страте­гии можно вытащить какие-то симпатичные цели. Потом ста­вятся и решаются задачи, после которых поставленные цели становятся ближе. Наша задача – сделать так, чтобы в Ясном было жить «вкусно».

Виктория Шустова, «Ясненский вестник»