Андрей Евгеньев о разграблении курганов: Поражает цинизм и вера в собственную безнаказанность
Под Оренбургом варварски разграбили два древних кургана в районе Дедуровки. «Черные копатели» подобрались к ним 21 сентября. Курганам нанесен колоссальный ущерб. Об этом заявили в региональном министерстве культуры и внешних связей. О масштабах бедствия можно судить по размерам повреждения уникального памятника археологии – кургана «Высокая могила» высотой 7,5 метра и диаметром 130 метров.
Грабители действовали при помощи гусеничной и землеройной техники, следы которой явно видны на насыпи. Обнаруженные на поврежденных курганах фрагменты деревянного перекрытия и органического тлена говорят о том, что «черные археологи» «докопались» до захоронений.
Доцент кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического института, кандидат исторических наук Андрей Евгеньев назвал действия «черных копателей» варварскими, а ограбление кургана – глумлением над всей системой охраны памятников. Фото, уничтоженных захоронений, исследователь разместил в своем Facebook.
— Я впервые отхожу от тематики истории археологии — с тем чтобы обратиться к нашей современности, но повод для этого крайне неприятный, — написал историк-археолог.
21 сентября стало известно о разграблении, варварском уничтожении «черными копателями» курганов в уникальном памятнике археологии — курганном поле «Высокая могила». Научное исследование этого памятника было начато в 2016 году экспедицией Института археологии. Разграбленные ныне курганы, крупнейшие в могильнике, являлись главной целью будущих раскопок, однако жизнь распорядилась совсем по-другому…
Поражает цинизм и вера в собственную безнаказанность совершивших это преступление вандалов. Это не первый факт ограбления кургана в Оренбуржье, но чтобы так — на глазах у всех, техникой под снос — это глумление над всей системой охраны памятников.
Я не думаю, что такое преступление невозможно раскрыть, здесь скорее вопрос воли и желания. История сохранила имя полицейского пристава Филатова — узнав в 1911 году о разграблении Прохоровских курганов, он остановил эти раскопки, изъял находки и сохранил их для науки. Будут ли в начале 21 века новые «Филатовы» — бог весть. В конце концов, технику, разрывшую курган, отыскать — не иголку в стогу сена. Правоохранителям, конечно, виднее.
Но главный вопрос — как мы сами относимся ко всему этому? Прохоровские и иже с ними курганы были спасены для науки именно потому, что в обществе было понимание того, что памятники археологии — это наше культурное достояние, грабительские раскопки — это нарушение закона, а кладоискатели — преступники. А сейчас отношение к работе археолога вульгаризировалось, тогда как «черные», напротив, романтизируются. Впрочем, чего ожидать от общества, где процветает «лагерная эстетика»?
Мы все должны понимать, что каждый памятник археологии на нашей земле — это часть нашего общего культурного наследия, ценная, прежде всего для науки. И любые попытки посягательства на него есть нарушение закона, такое же как кража, грабеж, убийство. Люди, разрушающие памятники, находятся вне закона, и бороться с ними надо всем миром, от нас с вами до правоохранителей и министров, — резюмировал Андрей Евгеньев.