Алексей Сутормин: «Оренбург» для меня — это шаг вперед

Пройти всю футбольную вертикаль — молодежное первенство, третий дивизион, второй дивизион, ФНЛ — это об Алексее Сутормине, которого петербургские болельщики могут помнить по «молодежке» «Зенита». Два сезона подряд 24-летний футболист становится одним из лучших бомбардиров ФНЛ, что, в том числе, поспособствовало возвращению в элиту российского футбола «Оренбурга».

Сутормин в интервью изданию «Спорт День за Днем» вспомнил время, проведенное в «Зените», объяснил, почему только сейчас добрался до премьер-лиги, назвал главные составляющие успеха «Оренбурга» в первенстве ФНЛ и предрек светлое будущее «Динамо», переезжающему из Петербурга в Сочи.

— Мы общаемся сразу по окончании чемпионского банкета.

— Да, для нас всех, тех, кто оказался причастен к победе «Оренбурга», устроили банкет, на котором вручили медали и кубок. Надели золотые майки, на которых было написано «Мы в РФПЛ». Все проходило в ДКиС «Газовик», скромненько посидели.

— И сколько бокалов или фужеров вы себе позволили перед нашим интервью?

— (Смеется.) Вообще не пил. Да и в принципе к алкоголю я равнодушен.

— Победа в первенстве ФНЛ — лично для вас неожиданность?

— Изначально, когда я переходил в «Оренбург», нацеливал себя не просто на выход в премьер-лигу, а именно с первого места. Когда стало ясно, что мы точно выходим в РФПЛ, вроде бы уже не важно, первое место займем или второе, все в команде в один голос говорили, что в последнем туре надо ехать в Тамбов и брать три очка. Да, можно сказать, что в ФНЛ есть два победителя, но вообще в спорте существует лишь первое место и уже только потом все остальные. Меня так учили с детства.

— Долгое время казалось, что победителем станет кто-то из пары «Крылья Советов» — «Енисей». Когда произошел переломный момент, показавший, что сильнее всех в ФНЛ все же «Оренбург»?

— На награждении многие вспоминали сентябрьскую победу над «Крыльями» (3:2) как переломную. Это удалось сделать, играя почти весь матч в меньшинстве. Меня тогда в команде еще не было. Уже во втором круге мы полностью переигрывали те же «Крылья», но сыграли 0:0, не сумев забить. Для себя я бы отметил апрельский матч с «Динамо-СПб» (4:3), который мы вытащили, дважды отыгрываясь. Тогда я лишний раз убедился, что с такими партнерами и тренерским штабом мы сможем добиться максимального результата.

 — Кто лидер команды? Кого премьер-лиге ждать в первую очередь?

— Даже не знаю. Дело не в том, что я не хочу кого-то выделять, чтобы не обидеть другого. Нет. Просто у нас реально сложился единый коллектив. Показательно, что к концу сезона, когда в команде оказалось много травмированных, те парни, которые вначале не играли по каким-то причинам, влились в состав и не сделали его слабее, наоборот, только сильнее. У «Оренбурга» есть стержень.

— Кем себя позиционируете в данный момент — нападающим или атакующим полузащитником?

— Сейчас уже — атакующий полузащитник. В «Волгаре» вообще играл крайнего полузащитника, в «Оренбурге» же иногда добавляются функции «под нападающим».

— Вы прошли всю футбольную вертикаль, чтобы, наконец, оказаться в премьер-лиге. О чем на этом пути больше не хочется вспоминать?

— Тяжелый вопрос. Было и плохое, и хорошее. После молодежного первенства у меня были предложения в Питере, но возникли проблемы с жильем, я уже не жил в интернате. Пришлось вернуться в Москву, где обо мне никто особо не знал. Мысли ненужные полезли в голову, было тяжело. Но если я сейчас начну вычеркивать что-то из своего прошлого, не факт, что останется то, что у меня есть в настоящем. Значит, все было не зря, проблемы делали сильнее. Я не опускал рук, всегда работал. Сейчас мы сделали широкий шаг вперед, но это лишь еще одна ступенька, надо двигаться дальше.

— Можете сравнить Оренбург и Астрахань, где вы играли два с половиной года?

— Погода похожа. Астрахань — это, конечно, больше юг, а Оренбург — степь, но каких-то космических холодов зимой я на новом месте застать не успел. У нас в Москве тоже по минус 25 бывает. Правда, думаю, такого, как в Астрахани, когда мы в семь вечера играли в температуру под 40 градусов, в Оренбурге не будет. В Астрахани меня удивляло, что на каждую игру приходили по две тысячи зрителей, а как только мы оказались в стыковых матчах, на матч с «Анжи» пришли десять тысяч. Значит, народ может ходить? В Оренбурге на нас стабильно ходит тысяч семь, атмосфера просто отличная! Похвалил бы еще Самару, куда всегда очень приятно приезжать, там болельщики любят футбол. Здорово, что в ФНЛ открываются новые стадионы, в результате чего на трибуны приходят даже 40 тысяч!

— Какое место в новом городе стало для вас любимым?

— Наверное, Советская улица. Любим с девушкой гулять именно там — это пешеходная зона, много достопримечательностей. Парков не так много, они небольшие, но зелени достаточно. Еще бы отметил мост, который соединяет Европу и Азию. Были в местном театре — нам очень понравилось. Хороший город, много интересных мест.

— «Волгарь» дважды не отпускал вас на просмотр в «Ростов». Мотивация клуба ясна — желание сохранить лидера. А как убеждали остаться вас?

— Мне объясняли, и я это понимал сам, что надо быть готовым к повышению в классе. Если и переходить, то не на вторые-третьи роли, а как минимум быть в обойме. Юрий Фарзунович (Газзаев — главный тренер «Волгаря» с декабря 2012-го по декабрь 2017-го. — «Спорт День за Днем») сказал, что я должен себя так проявить, чтобы тебя сразу хотели позвать, а не приглашать на просмотр. У меня были клубные обязательства, поэтому я остался. Нисколько не жалею, все сложилось так, как и должно быть.

— Это вы сейчас рассуждаете, что все, что ни делается, — к лучшему. А тогда не было мыслей, что, может быть, это последний шанс сыграть в премьер-лиге?

— Нет, вообще. Опускать руки — это не мое. Просто еще раз поставил перед собой цель — попасть в премьер-лигу. Мы ведь и с «Волгарем» в первый мой год игры за него заняли четвертое место в ФНЛ, шли в восьмерке в первой части сезона-2017/18. Так что побороться за «стыки» можно было и с астраханцами.

— Почему вас не отпустили в «Ростов», а в «Оренбург» — команду-конкурент по ФНЛ — согласились? Что изменилось?

— У клуба возникли трудности с финансированием, и пришлось расставаться с лидерами, на которых был спрос.

— Владимир Федотов давал какие-то гарантии, приглашая в «Оренбург»?

— На самом деле интерес ко мне у них возник еще за два-три дня до конца летнего трансферного окна. Но тогда не стали ничего придумывать, за мной просто продолжили наблюдать. И вот зимой трансфер состоялся. Тренер мне позвонил, сказал, что хочет видеть в команде, и отметил, что, по мнению штаба, я помогу в решении задачи на сезон. Я согласился сделать шаг вперед.

— 11 апреля вы в составе «Оренбурга» забили «Волгарю»…

— …И некоторые астраханские болельщики разозлились на меня за то, что я радовался голу. Обидно, что так произошло, я их понимаю. Но те же тренеры подошли ко мне после игры, пожелали удачи. Играть против бывшей команды — не самое приятное дело.

— Вы вновь, как и год назад, стали одним из лучших бомбардиров чемпионата — 12 мячей. Перевыполнили планку?

— Конечно, хотелось бы большего, например, весной забил лишь трижды, но если поднять статистику, я с каждым годом забиваю все чаще. Если забью в премьер-лиге те же 12 голов, будет неплохо (улыбается).

— Должна быть и еще одна цель — опередить Андрея Козлова, чтобы стать лучшим бомбардиром «Оренбурга».

— (Улыбается.) Не будем загадывать. Главное, чтобы и я, и Андрюха приносили пользу команде.

— Готовы к тому, что вашей команде предстоит лишь борьба за выживание? Пример «Оренбурга», тогда еще «Газовика», выигравшего первенство ФНЛ-2015/16 и вылетевшего из премьер-лиги по итогам сезона-2016/17, достаточно красноречив. Свежий пример: «Тосно» и «СКА-Хабаровск».

— Если бояться подобного, изначально не стоит выходить в премьер-лигу. Понятно, что там гранды, хорошее исполнительское мастерство, в любом случае не будет легче, чем в ФНЛ. Есть примеры СКА и «Тосно», но нам о них думать не надо. Важно хорошо подготовиться в сезону. Мы очень хотели играть в РФПЛ, надо показать свой уровень.

— Насколько вероятен сценарий, при котором летом «Оренбург» пригласит десяток новых опытных игроков, чтобы сразу не вылететь, а былые лидеры, вроде вас, будут лишь выходить на замены?

— Трансферные дела — забота руководства. Должны играть сильнейшие, только в этом случае команда будет расти. Если кто-то начнет играть вместо меня, значит, мне надо больше работать. Я смотрю на эту ситуацию так. Конкуренция еще никому не вредила.

— Кто лучший игрок минувшего сезона ФНЛ, если вынести за скобки партнеров по команде?

— Тяжело сказать, не было такого, кто бы выделялся на протяжении всего сезона. Но я бы отметил Артема Кулишева, забившего 17 мячей. Этот результат говорит сам за себя.

— «Динамо-СПб» попило вашей крови, заставив потрудиться над получением шести очков. Если упомянутый вами Кулишев уйдет куда-либо на повышение, в следующем сезоне у бело-голубых будет еще меньше шансов побороться за место в премьер-лиге?

— Как мне известно, «Динамо-СПб» переезжает в Сочи, где у клуба будет хорошее финансирование. И так команда неплохая, играющая в остроатакующий футбол, с быстрыми футболистами, а с учетом хороших трансферов летом шансы оказаться в РФПЛ повысятся.

— Какие шансы у «Енисея» и «Тамбова» в переходных матчах с «Анжи» и «Амкаром»?

— Оба представителя ФНЛ стараются играть в комбинационный футбол. Кроме того, определенный фактор может иметь матч в манеже, где играет «Тамбов» — своеобразные ощущения. «Анжи» и «Амкар» по зубам «Енисею» и «Тамбову». Если им удастся выйти в премьер-лигу, это станет очередным доказательством, что уровень футбола в ФНЛ подрастает. Хотя пример вылетевших СКА и «Тосно» наталкивает на противоречие.

Как писал RIA56, 12 мая «Оренбург» сыграл вничью с «Тамбовом». Этот результат принес команде Владимира Федотова второе за три сезона чемпионство  в ФНЛ. Выход в Премьер-лигу оренбуржцы оформили неделей ранее.

Накануне стало известно, что «Оренбург» снова реконструирует стадион «Газовик» в Ростошах. Арена после реконструкции будет вмещать 12000 зрителей.