Александр Стахнюк рассказал о реальном и ожидаемом росте цен в 2019 году
С наступлением 2019 года жители Оренбургской области и других регионов России ожидают роста цен. Увеличение стоимости многих товаров и услуг может быть связано с повышением налога на добавленную стоимость, зарубежными санкциями и другими факторами. При этом официальный прогноз по инфляции в стране сохраняется прежним – около четырех процентов.
RIA56 поинтересовался у руководителя Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации Александра Стахнюка, к чему готовится оренбуржцам.
– Инфляция – это научная категория, простому человеку понятнее, когда говорят рост цен. Банк России рассматривает три основных сценария развития ситуации. Так вот, в базовом сценарии ожидается, что в 2019 году годовая инфляция ускорится до 5–5,5% и в 2020 году вернется к нашей цели вблизи 4%. Причины ускорения инфляции – это ослабление рубля и как раз повышение НДС.
Но, еще раз подчеркну, речь идет о возможном кратковременном повышении инфляции. Ведь и решение о повышении НДС – разовое. При этом не надо забывать, что это повышение НДС не затронет социально значимые товары (некоторые продукты питания, лекарства, товары для детей), для которых сохраняется льготная ставка налога на добавленную стоимость.
Одной из задач Банка России является обеспечение финансовой и ценовой стабильности. Так на ограничение инфляционных рисков направлено решение Совета директоров Банка России 14 декабря 2018 года о повышении ключевой ставки на 0,25 процентного пункта – до 7,75% годовых. Принятое решение носит упреждающий характер.
Сохраняется неопределенность относительно дальнейшего развития внешних условий, а также реакции цен и инфляционных ожиданий на предстоящее повышение НДС. Повышение ключевой ставки позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Цель Банка России – поддерживать инфляцию на стабильно низком уровне вблизи 4% постоянно – остается неизменной. И если говорить не о прогнозах, а о текущей ситуации, то весь 2018 год инфляция в России и в Оренбургской области находилась вблизи установленной цели. Например, в ноябре уровень годовой инфляции в нашей области составил 3,7%, в целом по стране – 3,8%. Это несмотря на то, что к концу года инфляция несколько ускорилась. А, если помните, например, еще несколько лет назад инфляция достигала двузначных цифр.
Режим инфляционного таргетирования, то есть установление ориентира по инфляции, Банк России ввел во время повышенной волатильности на финансовом рынке в 2014 году. И это позволило не только добиться снижения инфляции, но и стало основой для поддержания финансовой стабильности в целом. Теперь для нас важно закрепить этот результат, сделать низкую инфляцию нормой нашей жизни. Устойчиво низкая инфляция – самый оптимальный вариант для экономического развития и роста благосостояния граждан. Предсказуемые цены позволяют людям и бизнесу более уверенно строить планы на будущее, сохранять и приумножать накопления, инвестировать в перспективные проекты.
При этом цель Банка России – не только «заякорить» инфляцию вблизи 4%, но и снизить инфляционные ожидания населения и бизнеса. Пока, увы, инфляционные ожидания населения остаются на повышенном уровне, например, в ноябре – 9,8% после 9,3% в октябре. Это связано с ростом цен на бензин и некоторые продовольственные товары. Это те товары-маркеры, на увеличение стоимости которых люди больше всего реагируют. А когда люди ожидают высокий рост цен, это подстегивает инфляцию и получается замкнутый круг: цены продолжают расти, потому что люди этого ждут. Поэтому наша задача – разъяснить людям, как Центральный банк влияет на инфляцию через свою денежно-кредитную политику. На наш взгляд, коммуникации с целевыми аудиториями позволяют повысить доверие к действиям ЦБ и эффективность управления инфляционными ожиданиями.