Александр Стахнюк: Оренбуржцы смогут стать клиентами банков без предъявления паспорта

Совсем скоро банки Оренбургской области и других регионов России запустят систему удаленной биометрической идентификации клиентов. С 30 июня 2018 года вступают в силу соответствующие изменения законодательства. Люди смогут открывать счета и вклады, делать переводы и получать кредиты в любом банке через интернет.

Что это за механизм и как он будет работать, рассказал управляющий Отделением по Оренбургской области Банка России Александр Стахнюк.

В чем суть нововведения?

– Сегодня, чтобы стать клиентом банка, человек должен хотя бы раз прийти в отделение банка или встретиться с его представителем. При этом чтобы стать клиентом другого банка, процедуру придется повторить. С помощью механизма удаленной идентификации люди смогут получать банковские услуги дистанционно. Это значительно повысит доступность финансовых услуг. Особенно важно нововведение для пожилых людей, маломобильных граждан, клиентов из отдаленных районов, где нет офисов финансовых организаций. Станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения или наличия филиальной сети банка.

Как будет работать механизм?

– Чтобы в дальнейшем пользоваться услугами банка дистанционно, человек должен будет один раз прийти в банк с паспортом и СНИЛС. Там необходимо пройти процедуру так называемой первичной идентификации. Банк зарегистрирует его в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системе.

Регистрация в ЕСИА проводится на основании проверки паспортных данных и СНИЛС. Если у гражданина уже есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг, то будет использована она. Для регистрации в системе у клиента возьмут биометрические данные – изображение лица и голос. После их подтверждения гражданину придет СМС о создании учетной записи в ЕСИА и о наличии биометрических образцов в единой биометрической системе. После этого можно будет без посещения офиса пользоваться услугами других российских банков, входящих в систему.

Для этого достаточно будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить биометрические данные. Сделать это будет совсем несложно с помощью смартфона, планшета или компьютера с камерой и микрофоном. На сайте банка человек выберет нужную услугу, после чего система автоматически переключит его на ЕСИА. Для входа необходимо ввести логин и пароль. Затем потребуется произнести на камеру написанную на экране последовательность цифр или букв. Единая биометрическая система получит видеозапись и сравнит образцы с имеющимися в системе. При этом отмечу, что процедура для пользователя будет бесплатной и добровольной. Банки смогут проводить ее только с согласия клиента. В то же время возможность получения услуги традиционным способом в офисе банка сохранится.

Насколько безопасно открывать счета в онлайн режиме?

– Механизм удаленной идентификации защищен в соответствии с самыми высокими государственными стандартами безопасности. Данные гражданина, как я уже говорил, хранятся в двух независимых системах. Они никак друг с другом не связаны. Персональные данные (паспорт, СНИЛС и прочее) – в ЕСИА, биометрические – в единой биометрической системе. При этом в последней они находятся без привязки к персональным данным, что повышает уровень безопасности. Крайне важно, что для передачи персональных данных в единую биометрическую систему используются криптографические (шифровальные) средства защиты информации.

Все ли банки смогут войти в систему удаленной идентификации клиентов?

– Механизм удаленной идентификации смогут использовать все банки, которые участвуют в системе страхования вкладов, к которым не применяются меры по предупреждению банкротства, а также отсутствуют неоднократные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Перечень банков, в которых можно будет получить услугу с помощью удаленной идентификации, Банк России будет публиковать на своем сайте. В будущем механизм удаленной идентификации клиентов может быть распространен и на другие финансовые услуги. Речь идет о страховании и микрофинансировании, а также о госуслугах.

Применение современных цифровых технологий поможет коренным образом решить проблему физической доступности финансовых услуг. Также механизм существенно повысит конкуренцию на этом рынке, – считает Александр Стахнюк.