Александр Стахнюк: В Оренбуржье годовая инфляция в декабре составила 4,8%

Все мы знаем, что инфляция – это рост цен. А как считают инфляцию? Почему людям кажется, что цены растут быстрее, чем докладывает официальная статистика? Что влияет на рост цен? Об этом рассказал управляющий Отделением по Оренбургской области Уральского ГУ Банка России Александр Стахнюк.

– Александр Васильевич, по данным официальной статистики, годовая инфляция в Оренбургской области в декабре 2020 года составила 4,8%, а в целом по стране – 4,9%. Однако многие уверены, что цены выросли гораздо больше. Почему так происходит?

– Инфляция – это рост общего уровня цен на товары и услуги. При этом отдельные товары могут заметно подорожать, другие – не меняться в цене, а третьи – вообще дешеветь. Но люди обычно замечают именно рост цен. Например, в ноябре все заметили, что подорожали сахар и подсолнечное масло. Конечно, ведь эти продукты мы используем практически ежедневно. Но вот на то, что в Оренбургской области в том же ноябре подешевели некоторые виды одежды, мало кто обратил внимание. В декабре подскочили в цене огурцы и помидоры, тоже многие это отметили. Но тот факт, что снизилась стоимость некоторых видов обуви и детских товаров, стал незаметным для большинства. «Ощущаемая» населением инфляция действительно выше, чем та, которая фиксируется статистикой. В основном это психология восприятия и особенности потребления. Причем Банк России использует именно годовое измерение, когда говорит о ценовой стабильности.

– Что такое личная инфляция?

– У каждого человека своя личная потребительская корзина и соответственно – личная инфляция. Официальная инфляция показывает, насколько меняется стоимость стандартной потребительской корзины за определенный период. Личная инфляция зависит от того, какие товары вы покупаете чаще всего, а какими пользуетесь редко. Например, продукты питания мы покупаем каждый день и поэтому рост цен на них замечаем быстро. Хотя, конечно, мало кто помнит, что в декабре 2019 года покупали булку хлеба за 45 рублей. А в декабре 2020 года она стоила уже 49 рублей. Хорошо запоминаются цены на регулярные платежи – ЖКХ, траты на отпуск, на образование. У кого-то именно эти статьи расходов занимают существенную долю в личной потребительской корзине. А у других, помимо продуктов, в расходы входят более крупные и дорогие покупки. В то же время товары длительного пользования, такие как телефоны, бытовую технику, мебель, мы приобретаем не так часто. Автомобили и телевизоры, сотовые телефоны меняются раз в 3 – 5 лет, стиральные машины и холодильники работают по 7 – 10 лет. Важной особенностью является и то, что их технические характеристики и качественные показатели (в отличие от продуктов питания) очень быстро меняются – старые модели дешевеют даже в течение года. Например, в декабре 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года стоимость планшета снизилась почти на 5%, смартфона – на 4%. Какие-то товары дешевеют и из-за изменения потребительских предпочтений, моды – например, меховые изделия за год подешевели на 2%. Кстати, можно оценить свою личную инфляцию, подробно об этом узнать на сайте Финкульт.инфо или использовать калькулятор персональной инфляции на официальном сайте Росстата.

– А почему растут цены? Что на это влияет? Приведите конкретные примеры.

– Для устойчивого развития экономики цены должны расти, но постоянными, низкими темпами. Если цены не будут расти совсем, экономика перестанет развиваться, и у людей не будут увеличиваться доходы. Многим бы хотелось, чтобы раз инфляция 4%, то каждый покупаемый нами товар или услуга росли ровно на эти 4%. Но в условиях рыночной экономики такой рост «по линейке» невозможен. Итоговая цена конкретного товара зависит от множества событий, часть из которых вообще не может быть проконтролирована человеком. В декабре 2020 года ускорение годового роста инфляции в регионе в основном связано со снижением предложения на отдельных рынках, произошедшим ранее ослаблением рубля. Если говорить о конкретных товарах, то, например, свежие помидоры подорожали из-за сокращения предложения в связи с введением запрета на их ввоз из стран-экспортеров из-за фитосанитарных требований. К ускорению роста цен на свежие огурцы привел рост издержек тепличных хозяйств, обусловленных увеличением стоимости импортных семян на фоне ослабления рубля. В то же время годовое удорожание некоторых видов колбасы в декабре по сравнению с ноябрем замедлилось – из-за расширения мясоперерабатывающего производства в регионе. Что касается непродовольственного сегмента, то в декабре продолжили дорожать товары с заметной импортной составляющей, на что оказало влияние произошедшее ранее ослабление рубля. Например, из-за повышения стоимости импортных комплектующих повысились годовые темпы прироста цен на легковые автомобили. А рост цен на бензин и газомоторное топливо замедлился – из-за слабой динамики спроса, связанной в том числе с переходом многих на дистанционные формы работы и обучения в связи с эпидемической обстановкой. По этой же причине подешевели некоторые виды одежды и обуви. Кстати, теперь мы ежемесячно публикуем аналитический комментарий о динамике цен в Оренбургской области. С материалами можно познакомиться в разделе «Территориальные учреждения» (подраздел «Материалы по инфляции»).

– Жизнь не стоит на месте, и сегодня мы уже активно пользуемся какими-то предметами, о которых несколько лет назад даже не слышали. Меняется ли состав потребительской корзины для подсчета инфляции?

– Действительно, когда на рынке появляются новые товары и услуги или просто меняются потребительские предпочтения людей, то пересматривается и корзина. Например, в этом году Росстат расширил состав потребительской корзины для расчета инфляции на 36 позиций. Так, увеличилось количество лекарственных средств и медицинских изделий, а также товаров первой необходимости и средств гигиены. Пересмотрен перечень продуктов питания, в него вошли свежая зелень, свежие грибы, замороженные ягоды. Кроме того, в ежемесячную оценку индекса потребительских цен включили подписки на онлайн- и видео-сервисы. Одновременно из списка для расчета инфляции исключены некоторые товары, которые перестали пользоваться спросом у потребителей, например, меховые шапки, кнопочные мобильные телефоны, ковры.

– Александр Васильевич, в прошлом году экономические условия серьезно изменились из-за пандемии коронавируса. Банк России не планирует пересмотреть свою цель по инфляции?

– При всех произошедших изменениях экономических условий цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России остаются неизменными. Мы последовательно реализуем политику таргетирования инфляции, которая нацелена на удержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. И если посмотреть статистику инфляции в последние годы, то нам это удавалось. По нашему прогнозу, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% в 2021 году и останется вблизи 4% в дальнейшем.