Вера Баширова: Современная российская школа должна использовать опыт традиционных религий для воспитания детей

В Оренбурге обсудили вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. Вице-губернатор – заместитель председателя правительства области по внутренней политике Вера Баширова предложила активнее использовать опыт духовного образования. Свои предложения она высказала на очередном заседании комиссии при губернаторе по взаимодействию с религиозными объединениями.

– Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. В этой связи актуальны проблемы нравственного воспитания молодежи.

– Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных и высоконравственных людей. Однако само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного развития, которое проявляется в повседневном поведении человека и его отношении к другим людям. Поэтому, задача воспитания высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, стала важнейшим государственным и общественным приоритетом.

– Решать подобную масштабную задачу мы с вами должны комплексно, используя, в том числе, потенциал религиозных обществ, – уточнила Вера Баширова. – С каждым годом сотрудничество государства, общества и религиозных объединений по воспитанию порядочных и патриотичных граждан становится все более эффективным и масштабным. Традиционные религиозные организации накопили громадный опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Современная российская школа может и должна использовать этот опыт. Необходимо найти современные, адекватные социокультурным условиям формы, по которым может развиваться система образования.

– Несомненным успехом стала апробация комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В 2014-2015 учебном году в четвертых классах общеобразовательных организаций области 21 512 обучающихся модульно изучают этот курс, который входит в состав обязательных предметов учебного плана. Результаты тематического анкетирования, проведенного в нашем регионе, показали, что новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от их религиозных убеждений. Большинство опрошенных родителей уверены, что изучение предмета положительно влияет на духовно-нравственное состояние детей.

– В основе взаимодействия общественности, религиозных институтов и органов власти должен лежать принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между общественностью, специалистами в области религии, религиозными организациями, представителями органов власти и местного самоуправления. Наша с вами главная цель – это развитие гражданского сознания, создание благоприятного культурного, религиозного и общественно-политического климата.

– Сегодня духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в наше непростое время и внешнеполитической и внутриполитической обстановке выступает на первый план, потому что необходимо отходить массово от идеологии потребления. Потому что насаждаемые с запада убеждения уже показали свою несостоятельность. Мы – другая страна, и должны увековечить и сделать незыблемыми свои нравственные идеалы. Причем они похожи у всех традиционных конфессий.

– Я думаю, что главные акценты надо сделать на уход от психологии потребительского общества. Потребительство как философия и идеология показала свою несостоятельность. Духовно-нравственные ценности такие как патриотизм, семейные ценности, любовь, верность должны выходить на первое место и превалировать над интересами потребления и набивания карманов, – заключила вице-губернатор.