Госдолг регионов: выбор между банковским и бюджетным кредитом

Хорошо это или плохо для экономики региона, что он пользуется в большей степени банковскими кредитами, а не заемными средствами из федерального бюджета? Как это может повлиять на дефицит бюджета? Как на уровень госдолга региона может повлиять плавающая ключевая ставка? На эти вопросы ответила директор «БКС Премьер» в Оренбурге Альбина Барашкина.

– По доле коммерческих кредитов в суммарном объеме государственного долга субъекта РФ средние значения по стране составляют 29,22%. С одной стороны, банковские кредиты – более гибкий инструмент, который дает больше возможностей для развития государственно-частного партнерства и реализации инвестиционных проектов. С другой стороны, это, как правило, «короткие» деньги, которые к тому же дороги в обслуживании, что ставит регионы в зависимость от рефинансирования. Ставки по кредитам, выдаваемым регионам, варьируются от 10% до 12,5% годовых в зависимости от условий кредитования и особенностей конкретного региона, тогда как бюджетные кредиты выдаются под символическую ставку (0,1%).

Учитывая общую негативную динамику регионального госдолга в последние годы Минфин проводит во многих субъектах РФ политику замещения банковских кредитов бюджетными займами. Однако это относится в первую очередь к тем регионам, которые испытывают сложности с обслуживанием коммерческих долгов.

Отрицательными последствиями политики замещения коммерческих кредитов бюджетными является усиление давления на дефицит федерального бюджета и сжатие сегмента коммерческого кредитования регионов.

Что касается эффекта от плавающей ставки, то мы согласны с оценками агентства Fitch Ratings, которые отметили, что доступ к банковским кредитам под плавающие процентные ставки с одной стороны должен сократить стоимость заимствований для российских местных и региональных органов власти в краткосрочной перспективе (существующие банковские кредиты с фиксированной ставкой будут рефинансироваться по более низкой ставке), но с другой стороны усиливает подверженность регионов процентному риску с учетом ограниченных возможностей по хеджированию. Важно то, насколько эффективно региональные власти смогут управлять этим процентным риском.

Генеральная лицензия ЦБ РФ № 101 от 15.12.2014г. ООО «Компания БКС»