Игры со смертью: оренбургские психологи рассказали о причинах подросткового суицида
Трагедия, произошедшая с псковскими школьниками, заставила СМИ и общественность вспомнить о том, что в социальных сетях действуют, так называемые, «Группы смерти». Их создатели пропагандируют суицид как выход из любой ситуации. В этих группах, как оказалось, много оренбургских и орских подростков.
— Прощайте все: и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво, – написала на своей страничке в соцсети псковская школьница, которая со своим 15-летним другом стреляла по полицейским.
Один из лидеров интернет-сообщества, двадцатилетний парень из Солнечногорска, твердил в сети, что ничего смертоносного в его группах нет, наоборот, он помогает детям. Была еще и девочка Ева, которая аналогичным образом поддерживала участников сообществ. Только после такой «помощи» подростки погибали.
Самое жуткое в том, что предварительно каждый самоубийца выполнял ряд заданий, после чего ему присваивался номер – количество дней, через которое он должен «самовыпилиться». Организаторы давали указания – как. Все это они называли игрой.
— Подростки теряют ощущение реальности. Им кажется: раз это всего лишь игра, значит, я воскресну, как герой, и буду жить дальше. Участниками групп становятся дети, которые страдают от одиночества. Их принимают такими, как есть. Потом несовершеннолетнего берут на слабо, и он доказывает своей гибелью, что не слабак, — отметила руководитель «Центра консультирования и тренинга» в Орске Ольга Топоркова.
Психолог, когда мы составляли словесный портрет той самой 13-летней девочки Евы, которая якобы была создателем одного из сообществ, заверила: в таком возрасте сложно придумать столь хитрые схемы, наверняка все придумано взрослым, а девочка просто хороший манипулятор.
В большинстве групп на первый взгляд все прилично: безобидные картинки собачек, море… Но тут натыкаешься на вопрос: «Ты девочка? Тебя предали друзья? Бросил парень? Часто слушаешь грустную музыку? Тогда подписывайся на «Китов». Вроде безобидно. Но! В таких группах размещается психоделическая музыка, вызывающая состояние депрессии. Организаторы выкладывают видеоролики с самоубийцами, периодически кидают детям вопросы вроде «Сколько унылых дней ты еще готов существовать?», картинки с надвигающимся поездом и надписью «Этот мир не для нас», фото детей на крышах со словами «Мы дети мертвого поколения». То, что творится в пабликах, больше похоже на работу сект.
С «группами смерти» борется Роскомнадзор, он уже заблокировал несколько десятков таких сообществ. Но на месте старых групп мгновенно появляются новые.
В игры со смертью играют и мальчишки, пропагандирующие руфинг. Летом этого года орские подростки выложили в сети видео, где подросток на одной руке свесился с крыши девятиэтажки.
— Риск, азарт, самоутверждение – типичные возрастные характеристики подростка, – рассказала руководитель Центра психологической помощи Алиса Попова. – Однако не у всех потребность в адреналине реализуется подобным образом. Если 13-15-летний ребенок хочет власти, внимания, то, как правило, он экстремально демонстрирует себя, будто говорит: «Заметьте меня! Вот он я!». Еще и мода помогает развиться такому увлечению. Срабатывает механизм подражания и соперничества: «И я так могу! Могу еще лучше!».
В общем-то, руфинг в своем изначальном виде не был опасной игрой. Руферами называли себя фотографы, взбирающиеся на высотки с целью сделать шикарные снимки. Это потом нашлись люди, которые превратили обычное увлечение в необычное. По словам одного из орских руферов, он тоже не поддерживает мальчишек, балансирующих на краю крыши.
– У меня есть голова на плечах, – утверждает Михаил. – Я ушел в мир фото и стал реже покорять высокие объекты.
На многих снимках рядом с Михаилом на наших крышах – совсем еще дети
– Дети словно показывают: «Мне не дорога жизнь, значит, я не боюсь смерти», – отметила Ольга Топоркова. – Если я не боюсь глубины, это не значит, что можно уйти под воду с головой. Взрослые должны внушить ребенку это понимание.
Психологи посоветовали родителям вместе садиться за интернет, вместе изучать возможности человека и его риски.
–Только нужно подумать, как об этом говорить с ребенком. Если поучительно, назидательно и угрожающе, то эффект будет обратный. Говорить нужно с позиции интереса, понимания того, как это важно для ребенка. Посмотрите хотя бы раз видео и ролики, которые они смотрят, послушайте музыку, которую слушают они, — подчеркнула Алиса Попова.