Поле – прилавок: сдержать цены поможет сокращение числа перекупщиков
Создание системы стабильных поставок качественных товаров по доступным ценам в правительстве Оренбургской области считают главной задачей для бизнеса и власти. Сохранить стоимость продуктов питания на прежнем уровне возможно за счет сокращения звена «перекупщиков», уверены в Доме Советов. Антикризисные меры обсудили сегодня, девятого апреля, на очередном заседании комиссии по мониторингу социально-экономической ситуации в регионе.
Оренбуржье еще в прошлом году активно включилось в процесс исполнения государственной программы по импортозамещению. В первую очередь предприятия заявили о готовности снабдить жителей области местными продуктами питания. В регионе открылись сразу несколько мясокомбинатов и молокоперерабатывающих заводов. О том, как производителям удается завоевывать рынки сбыта, говорили на антикризисном совете.
Заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Василий Шмарин в своем выступлении отметил, что продуктовое эмбарго, объявленное летом прошлого года для ряда стран, изменило как спрос, так и предложение на рынке. Используя различные варианты государственной поддержки, аграрии и животноводы завершили сезон «в плюсе» (индекс сельскохозяйственного производства составил 101,9 процента) и намерены наращивать объемы производства в 2015 году.
Получив урожай или даже переработав его, большинство предприятий области сталкивается с проблемой сбыта. На выгодных для крестьян условиях купить готовый продукт готов далеко не каждый оптовик.
По данным министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, доля торговых сетей в общем объеме торговли составляет менее 25 процентов, рынков и ярмарок – около 7,5 процента. Большую часть товаров оренбуржцы покупают в небольших магазинах. Это свидетельствует об отсутствии системы централизованных поставок местных товаров на прилавки магазинов. Продукты питания на пути от производителя до покупателя проходят через несколько «рук», отсюда значительное удорожание.
О недоступности такого, казалось бы, привычного товара как колбаса, рассказал генеральный директор ООО «Новотроицкий мясокомбинат» Александр Григорьев:
– Колбаса преодолела психологический порог в 300 рублей, – отметил руководитель предприятия. Из-за повышения цены сократился спрос. Комбинат вынужден сокращать производство на 100 тонн каждый месяц. Желая сохранить массового покупателя, в Новотроицке приняли решение использовать в качестве сырья односортное мясо. От мясных деликатесов премиум-класса отказались вовсе.
Генеральный директор торговой сети «Ринг» Виктор Сидоров возразил коллеге: спрос на мясные деликатесы у покупателей есть, а вот такого товара на витрине, как и импортных сыров, нет. Российские производители после введения продуктовых санкций так и не смогли заполнить эту нишу.
Проблему сбыта готовой продукции в ООО «Бузулукмолоко» решили через создание собственных точек продаж. В основном палатки со свежим молоком и кефиром появляются на рынках западной зоны региона. Руководство предприятия намеревалось «войти» в торговые сети, но условия, которые диктуют магазины, не устроили производителя. Одни требуют, чтобы был представлен весь ассортимент «молочки», включая йогурты и творожные сырки, другие наценивают более 10 процентов, что делает товар недоступным для рядового покупателя, у третьих не решен вопрос с просрочкой.
– Наша цель – производить максимально натуральный продукт, а значит срок годности не будет превышать нескольких суток, – объяснил генеральный директор «Бузулукмолоко» Игорь Кривов. Не желая терять «натуральность», производитель вынужден самостоятельно искать рынки сбыта.
Взаимные претензии производителей и представителей сетевых магазинов не ограничиваются лишь вопросами, затронутыми на заседании антикризисного совета, поэтому в правительстве области решили в ближайшем будущем провести отдельную встречу, посвященную этому вопросу. Следующее заседание комиссии по мониторингу социально-экономической ситуации в Оренбургской области проведут с участием банкиров. Представителей финансовых структур попросят отчитаться о доступности «денег» для бизнеса.