Оренбургские производители и торговые сети назвали честную цену на продукты
Мониторинговая группа по исполнению федерального законодательства под руководством Игоря Сухарева пригласила местных производителей, переработчиков и представителей торговых сетей за круглым столом обсудить актуальные вопросы сотрудничества. Участникам рынка предложили сформировать честную цену на продукты питания, основанную на исполнении новых норм закона о торговле. Следить за тем, чтобы оренбургские товары были доступны для покупателей, будут члены мониторинговой группы «Честная цена».
Принятые поправки в федеральный закон о торговле призваны защитить права отечественного производителя на продовольственном рынке. Такие новшества как сокращения сроков оплаты за поставленный товар и снижение размера вознаграждения, которое может уплачивать поставщик торговым сетям, обеспечат поступление на прилавки качественной продукции и формирование честной цены. В этом уверены члены мониторинговой группы, контролирующие по поручению Президента РФ Владимира Путина исполнение в Оренбургской области обновленного нормативного акта.
Руководитель региональной мониторинговой группы по исполнению федерального законодательства «Честная цена», заместитель председателя Законодательного собрания Игорь Сухарев рассказал участникам круглого стола об итогах первого рейда по магазинам. Он отметил, что местные производители представлены в сетях, но далеко не в полном объеме. В «Магните» эксперты увидели оренбургские товары в девяти группах, в «Пятерочке» ‒ в 11. Самый богатый ассортимент продуктов и напитков оренбургского качества в магазинах региональной сети «Ринг» ‒ около 30 позиций.
‒ Раньше федеральные торговые сети могли позволить себе диктовать условия производителям. И если крупным поставщикам выполнять их не составляло труда, то мелкие оставались за бортом. Теперь все договоры должны заключаться на новых, равных для всех условиях. Производитель защищен от многих рисков. Например, нереализованные скоропортящиеся товары раньше сети возвращали. Теперь «сетевики» не имеют права заказывать дополнительные партии, а потом возвращать их. Это уже их издержки, ‒ отметил Игорь Сухарев.
В ходе заседания представители министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области отметили, что чаще всего у производителей возникали претензии по возврату товаров, отсрочке платежей за поставки, а также срокам рассмотрения ритейлерами коммерческих предложений. Фермеры и предприниматели рассчитывают, что с 1 января 2017 года, когда новые нормы вступят в силу и закон заработает, эти актуальные вопросы будут решены.
В то же время производители, наученные горьким опытом, обеспокоены, что сети найдут новые уловки, как сохранить выгодные условия для себя и вынудить поставщиков вновь взять основные затраты на себя. Законодатель снизил размер так называемых бонусов (по сути платы за возможность выставлять свои товары на полках магазинов) с десяти до пяти процентов. Такая норма должна защитить производителей и предоставить покупателю право не переплачивать за посредничество. Однако некоторые предприниматели выразили озабоченность, что ликвидированные пять процентов «сетевики» включат в изначальную цену товара и заставят ее снизить в ущерб рентабельности. Представители мониторинговой группы взяли на контроль данный вопрос.
Руководитель Переволоцкого элеватора – мощного производителя муки и круп в Оренбургской области Раиль Буркеев рассказал, что его предприятие может себе позволить отказываться от невыгодных условий сотрудничества. Так из шести разосланных коммерческих предложений в прошлом году, договоры на поставку были заключены лишь с двумя сетевыми компаниями.
‒ Кто кабалит, к тому не идем, ‒ заключил Раиль Буркеев.
В свою очередь представители сетевых магазинов отмечают, что порой не могут найти среди местных компаний надежного поставщика той или иной группы товаров. Для «Метро» проблемной категорией является куриное яйцо.
‒ Мы вынуждены завозить яйцо из соседних регионов, когда в Оренбургской области есть как минимум три крупных производителя, ‒ сетует управляющий торговым центром Виталий Рязанов.
Причины объяснил представитель птицефабрики «Оренбургская» Олег Квочкин: большая отсрочка платежей за поставленные товары. По яйцу магазин имеет право рассчитаться в течение 30 дней (с 1 января 2017 года – 25 дней), когда предприятию необходимы расчеты в течение пяти дней, чтобы обеспечить непрерывность производства, а проще говоря – вовремя накормить птицу.
Генеральный директор ООО «Ринг» Виктор Сидоров предложил поддержать оренбургского производства не только через сотрудничество с сетями, но и путем развития ярмарочной торговли. Организация прямых продаж от предприятия конечному потребителю на рынках позволит избежать лишних наценок и обеспечит честную цену на продукты питания, уверен предприниматель.
По итогам почти двухчасового обсуждения, важного как для производителей, так и для продавцов, участники круглого стола приняли резолюцию. В итоговом решении отмечено, что отношения поставщиков и ритейлеров затрагивают интересы покупателей, поэтому их взаимодействие должно быть выстроено в интересах конечных потребителей. Соблюдение новых норм законодательства, а также контроль со стороны общественности в рамках проекта «Честная цена» станут основой формирования в Оренбургской области цивилизованного рынка товаров. Главным итогом совместной работы предпринимателей, законодательной и исполнительной властей должны стать регулярные поставки в магазины области качественной, экологически чистой продукции местного производства по доступным ценам.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
В Оренбурге борются за честные цены
Исполнение федеральных законов в Оренбуржье проконтролируют депутаты и общественники