Александр Папин: Беспокоящая родинка — прямая дорога к специалисту

Сегодня международный День диагностики меланомы. В России, и в Оренбургской области в частности, рак кожи вышел на первое место в онкологической статистике. Главный внештатный дермато-венеролог Оренбургской области Александр Папин рассказал RIA56, как вовремя заметить появление злокачественой опухоли и не стать жертвой одного из самых страшных видов рака.

— Что такое меланома и как она образуется?

— Меланома образуется из родинки. Изначально у нас есть родимые пятна – невусы, клетки которых при определенных обстоятельствах начинают превращаться в раковые. Что такое раковая клетка – это клетка, которая начинает делиться с бешеной скоростью и разрастаться в разные стороны. Тогда эта темная родинка превращается в меланому, и идет обычная онкология: то есть реакция региональных лимфоузлов, метастазирование, поражение других органов и систем и в результате летальный исход.

Почему меланома считается самым опасным видом рака кожи?

— Потому что это самое злокачественное заболевание из всех раков кожи. Если остальные имеют более доброкачественное течение: более медленный рост, медленное метастазирование или его вообще нет. То здесь этот процесс совершенно другого плана. Почему нам с детства говорят: не трогай родинку, не береди, не чеши, не сбивай и т.д. Потому что один из пусковых механизмов – когда начинается травматизация. Есть родинки в таких местах, которые хочешь – не хочешь будут травмироваться. Например, на поясе – мы одеваем белье и постоянно травмируем, на плече — носим сумку, на голове — расчесываем. Поэтому такие родинки лучше заранее иссечь, убрать.

Но панически вырезать все свои родинки не стоит?

— Ни в ком разе! Вопрос в том, что нужно на них обратить внимание! Почему мы об этом говорим, потому что лучшее средство – профилактика. Мы наблюдаем за родинками, если что-то беспокоет, идем к нашим специалистам. У нас есть дерматоскоп – прибор, совмещенный с цифровым фотоаппаратом. Мы фиксируем родинку, делаем электронный паспорт кожи, сбрасываем эту фотографию. Затем через полгода снова приглашаем пациента и накладываем два снимка на компьютере, потому что сам человек не заметит, как медленно растет или меняет цвет родинка.

Если человек увидел, что у него родинка необычных размеров, необычной формы, необычного цвета, и вдруг еще меняется, то ему прямая дорога к специалисту. Этим правом может воспользоваться любой житель Оренбургской области или вообще любой житель страны. Просто прийти к нам со страховым полисом и получить помощь.

Скоро начнется пляжный сезон. Уже сейчас оренбуржцы потянулись к водоемам. Чрезмерный загар можно назвать фактором, помогающим развиться меланоме?

— Один из факторов – это прерывистые, дробные инсоляции. Мы не каждый день под солнцем, мы не каждый день загораем. Мы выходим, получаем мощную дозу за короткий промежуток времени, либо искусственно в солярии [от чего весь мир сейчас отходит]. Мы должны научиться правильно загорать, потому что у нас достаточное количество ясных солнечных дней. Сейчас доступны косметические средства от загара, для загара, после загара. То есть мы должны ухаживать за кожей, когда мы ее идем обжигать, мы должны ее подготовить к этому: за 40 минут нанести этот крем, подождать, потом выйти на солнце, побыть на солнце, смыть прежний крем и нанести новое средство, которое смягчает и увлажняет кожу, потому что солнце ее сушит. Но мы забываем это делать уже дома. Мы приезжаем с отпуска, показали всем фотографии, похвалились, какие мы загорелые и забыли. Но ожог продолжает действовать, и мы должны еще неделю пользоваться средствами после загара. Мы забываем это делать и почему-то кожа у нас вместе с загаром сходит.

На что кроме родинок стоит обратить внимание?

— Это любые образования, цветные или объемные, болезненность, зуд. На это сразу нужно обращать внимание и обращаться к специалистам. Мы работаем до последнего клиента, плюс у нас есть запись предварительная, электронная и т.д. То есть попасть очень просто.

Если человек хочет сделать анонимно – это платно, по полису – бесплатно для всех граждан страны.

Человек обследуется, если это кожные болезни, мы его лечим, если есть симптомы онкологии, мы отправляем его в онкоддиспансер.

— Каков процент выживаемости при меланоме?

— Процент выжиаемости зависит от ранней диагностики. Чем раньше диагностировали, тем лучше излечиватется. Первые стадии – это абсолютное выздоравление, а дальше — в зависимости от стадии. Нам нужно, чтобы человек встревожился. Встревожился – попал в руки специалиста, все – дальше уже наша работа. Не пришел, запустил до последнего — тут уже мы просто посредники между господом богом и человеком.