Людмила Галиева: Банки больше не могут писать условия мелким шрифтом

С 1 июля вступил в силу Федеральный закон «О потребительском кредите». Что сулят нам правовые новации, мы попросили рассказать начальника юридического отдела ОГОО «Защита прав потребителей» в Орске Оренбургской области Людмилу Галиеву.

– Новый федеральный закон упорядочивает отношения в системе «банк — клиент [заемщик]», – пояснила Людмила Григорьевна. – Закон распространяется на всех профессиональных кредиторов, то есть не только на банки, но и на кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды. Впервые вводится такое понятие как полная стоимость кредита [ПСК]. Отныне банки и другие кредитные организации обязаны предоставлять заемщику сведения о конечной сумме с учетом всех переплат. При этом полную стоимость займа должны указать ни где-нибудь в конце документа, а на первой, титульной странице, чтобы эту важную информацию заемщик видел сразу. Он имеет также право бесплатно получать информацию обо всех условиях кредита.

Заемщику также предоставляется время подумать: брать кредит или нет. На это ему дается пять рабочих дней. Можно также отказаться от уже полученного кредита, если человек взял его наличными. Для этого отводится 14 календарных дней, в течение которых можно вернуть деньги банку, уплатив при этом проценты за фактическое использование средств, то есть за эти самые 14 дней. По целевым кредитам, когда заем берется на конкретные покупки – квартиру, телевизор, холодильник и так далее – отказаться от займа можно в течение 30 дней.

– Вы отметили, что право на возврат кредита действует только в случае, если деньги получены наличными. Почему? Ведь в любом магазине бытовой техники нас радостно встречают представители банков и любезно предлагают воспользоваться их кредитом. Многие так и поступают.

– Конечно, ничего страшного в этом нет. Но потребитель должен знать, что передумать и вернуть деньги в банк в данном случае уже не получится. В магазине к вам подходит сотрудник банка, и вы соглашаетесь приобрести вещь в кредит. Подписываете заявление, согласно которому за вас расплатится банк, перечислив деньги за покупку на расчетный счет торговой организации. Тут уже между продавцом [магазином] и банком устанавливаются договорные отношения. Как правило, средства за приобретенный товар перечисляются магазину в течение одних – трех суток. Допустим, вы передумали и приходите в магазин, чтобы отказаться от кредита. Но товар оплачен не вами, а ваша покупка – это сложная бытовая техника, вернуть которую можно только, если имеется какой-то существенный недостаток. Если же техника просто не устраивает по внешнему виду, габариту, цвету или комплектации, вернуть ее в магазин у потребителя нет права. А отсюда, естественно, нельзя прервать и заключенный договор о кредитовании.

– Можно ли отказаться от договора страхования жизни, который банки часто навязывают заемщикам, отказываясь в противном случае предоставлять кредит? 

– Если потребитель заключил договор страхования и хочет досрочно от него отказаться, он вправе это сделать, но так называемую страховую премию [деньги, уплаченные страховщику] ему вернут только в том случае, если это предусмотрено условиями договора, что бывает крайне редко. Поэтому при досрочном отказе от договора страхования уплаченная компании страховая премия возврату не подлежит. Допустим, заплатили вы при оформлении страховки шесть тысяч, их уже не вернете, даже если расторгнете договор. 

– Невнимательные заемщики часто пропускают условия, которые кредиторы намеренно вносят в договор самым мелким шрифтом. 

– Теперь этого не будет. Новым законом установлена единая форма договора. Банки уже не могут вписывать в него дополнительные условия мелким шрифтом. Кроме того, кредиторам запрещено надоедать клиентам: звонить и отправлять эсэмэски должнику с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 – в выходные. А коллекторские агентства обязаны представляться и оставлять свои адреса для обратной связи. За нарушение этих правил предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Беседу вел Николай Коржов, «Орская газета»