Наши в Китае: Оренбуржье – в центре больших событий
Около года назад Юрий Берг в составе делегации руководителей регионов ПФО побывал с деловой миссией в Китае. Задач у этого визита было много. Ключевая – изучение опыта создания благоприятного инвестиционного климата и развития партнерских отношений с представителями китайского бизнеса. Тогда же было оговорено налаживание деловых и гуманитарных контактов между правительством Оренбургской области с китайскими провинциями.
Впоследствии состоялся обмен визитами региональных делегаций в рамках международного проекта ПФО «Волга-Янцзы», в ходе которых обсуждались вопросы расширения сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, авиационной, научно-технической и инновационной сферах. О первых итогах перспективного сотрудничества мы попросили рассказать и.о. вице-губернатора–заместителя председателя Правительства Оренбургской области Павла Самсонова.
— Павел Васильевич, не так давно Китай казался нам, оренбуржцам, не только территориально, но и ментально очень далекой страной. А сегодня речь идет о глобальном сближении, причем не только в экономике, что в принципе всегда выгодно, но и в гуманитарной сфере. Помимо целого ряда совместных российско-китайских предприятий с оренбургской пропиской, на базе ОГУ, например, открылся Центр китайского языка. Как объяснить этот всплеск взаимного интереса?
— Прежде всего, хочу отметить, что развитие деловых взаимоотношений между Россией и Китаем – один из приоритетов государственной политики. Международный проект «Волга-Янцзы» по поручению Президента России Владимира Путина курирует полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. В рамках этой программы перечень инвестиционных проектов в целом по ПФО подготовлен на основе предложений российской стороны и встречных инициатив китайских партнеров и включает в себя как проекты высокой степени готовности и реализации, так и те, что находятся в стадии разработки.
В перечне – свыше 120 совместных инвестиционных проектов. «Дорожная карта» по гуманитарному сотрудничеству включает около 100 профильных мероприятий, из которых более половины находятся в стадии активной проработки.
Что важно – значительная, если не сказать, основная часть проектов предлагается для реализации на территории России. Это интересно и выгодно. Поэтому в процесс развития сотрудничества включились практически все региона ПФО. Оренбургская область – наиболее активно. Для нас все началось еще в мае прошлого года, когда по приглашению Правительства Китайской Народной Республики делегация ПФО в составе Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе Михаила Бабича и глав десяти приволжских регионов посетила эту страну. В этой делегации работа губернатор Оренбургской области Юрий Берг.
— В чем интерес Оренбургской области?
— Удивительный вопрос, если вспомнить, где мы находимся, и какая роль исторически определена Оренбуржью. Мы расположены в центре огромного евразийского пространства, которое сегодня активно интегрируется экономически и культурно. Оренбуржье – первый регион России, да и Европы в целом, на пути из Азии в Европу, если рассматривать его с точки зрения прохождения глобального международного транспортно-логистического проекта – транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Я уже не говорю о культурных и этнических особенностях нашего региона. И сегодня, когда экономический вектор нашей страны заметно смещается в Азию, нельзя не воспользоваться уникальным расположением территории, которое в современных условиях может оказаться полезным стране и выгодным жителям региона. Идея центра евразийской интеграции может лечь в основу нашего проекта развития по аналогии с Арктикой и Дальним Востоком. Поэтому Оренбуржье стремиться быть в курсе и центре этих событий.
— Почему именно регионы ПФО и китайская провинция Янцзы?
— Выбор не случаен. В Китае провинции реки Янцзы сопоставимы по географическому положению, масштабам экономики, видам промышленности с регионами ПФО. Итоги визита это подтвердили. Помимо того, что было найдено огромное количество тем и проектов, где мы очень быстро нашли возможность для приложения совместных усилий.
В ходе встреч и переговоров ряд крупных российских (включая оренбургские) выразили желание сотрудничать по созданию совместных предприятий, обмену технологиями, производству продукции в сфере автомобилестроения, промышленного машиностроения, авиастроения, нефтехимии, газовой отрасли.
Наметился серьезный сдвиг и в расширении двустороннего гуманитарного партнерства. Создание Центра китайского языка в ОГУ – это лишь малая часть из задуманного в этой сфере.
— Что дала эта поездка Оренбуржью?
— Еще в первую майскую поездку, когда нашу область презентовал глава региона, ему удалось заинтересовать потенциальных инвесторов из Поднебесной такими перспективными направлениями в сельском хозяйстве, как производство диетических продуктов питания, выращивание крупного рогатого скота с выходом реализации продукта на российские и международные рынки. Мы планируем поработать над созданием оптово-розничных распределительных центров для формирования комплексной системы заготовки, хранения, переработки, предпродажной подготовки и реализации сельхозпродукции. Наш губернатор предложил порядка 100 различных проектов.
Одновременно китайские предприниматели высказали заинтересованность туристическими возможностями России в целом и конкретно – регионов Поволжья. И это стало хорошим поводом для следующей поездки в Китай делегации Оренбургской области для участия в деловой трехдневной программе Russian Tourism Road Show в Пекине.
— А в результате?
— Надо понимать, что проекты, о которых ведется речь, требуют многомиллионных инвестиций. Второпях решения по вложению таких средств никто принимать не будет. Состоялось знакомство, появился взаимный интерес, сейчас переходим к этапу изучения возможностей друг друга. Именно с этой целью китайская делегация прибывает в Оренбуржье в последние дни мая. Тогда и состоится первой разговор по конкретным проектам. Так, Чайная компания с ограниченной ответственностью «Гожунь» (пр. Аньхой) планирует строительство крупного центра продаж черного чая на территории России. Возможны варианты соинвестирования, сотрудничества, акционирования, другие формы. Со стороны Оренбургской области этот проект заинтересовал ООО «Оренбургская чайная фабрика». Создано оно в 2013 году как предприятие для расфасовки чая. В данный момент ассортимент выпускаемой продукции представлен двумя собственными брендами, включающими 16 товарных позиций.
Подобные же переговоры будут вестись по проектам создания агротехнологических кластеров, реконструкции (строительства) завода по производству концентратов для детского питания и соков, строительства тепличного комбината в Оренбургской области, строительства животноводческого комплекса. Все эти инициативы предложены оренбургской стороной.
В свою очередь крупные китайские предприниматели выходят на территорию Приволжского федерального округа с глобальными проектами, которые затрагивают интересы сразу ряда регионов ПФО. Так, Чунцинская корпорация «Цзяою» и железнодорожная компания «Юй Синь Оу» хотели бы укреплять сотрудничество с российской стороной в области строительства международного транзитного коридора Чунцин-Синьцзян-Европа и, как следствие, скорейшего начала регулярного движения поездов по данному маршруту. Необходимо будет создать безналоговые склады и центры распределения грузов в российских регионах и пунктах, расположенных вдоль указанного маршрута, раскрыть преимущества оффшорной, безналоговой политики, повысить масштабы двусторонней торговли и эффективность прохождения грузов. В реализации этого проекта со стороны администраций Оренбургской, Нижегородской и других регионов, расположенных вдоль маршрута.
— Павел Васильевич, вероятно, Вы тоже не раз слышали разговоры о том, что развитие деловых отношений с Китаем чревато экспансией части населения этой страны, ведь ему не хватает собственных территорий?
— Единственное, чего не хватает Китаю, это энергоресурсов для развития своей промышленности. Собственных запасов у него не много, а значит, надо искать возможность реализации проектов на других территориях. Здесь очевиден еще один плюс для китайских предпринимателей: все, что они производят на территории своей страны, становится очень дорогим из-за транспортных расходов. Располагая свои предприятия на территории, к примеру, ПФО, китайские предприниматели значительно выигрывают на себестоимости товаров и услуг.
Что же касается экспансии, то одним из основных условий ведения бизнеса на территории нашей области мы выдвигаем занятость местного населения.