В гости к «пятачкам»: свиноводство уже не то

В Бугурусланском районе Оренбургской области 11 сельхозпредприятий занимаются животноводством. В основном выращивают крупный рогатый скот, а также овец и лошадей. Свиноводство как отрасль в районе прекратило существование. Лишь в двух крестьянско-фермерских и ряде личных подсобных хозяйств теплится «скороспелая». Корреспондент «Бугурусланской правды» побывал в одном из них, расположенном в Баймакове.

К резкому запаху навоза, который распространяется на всю округу и моментально впитывается в одежду, надо ещё привыкнуть.

— На предприятиях, оборудованных современной техникой, эта проблема решается. Но в сельскую глубинку прогресс не дошёл, — встречая нас у ворот, прокомментировал Владимир Баумбах, глава ЛПХ.

В старом коровнике, приспособленном для содержания свиней, зимуют более ста хрюшек. В одних клетках топчутся поросята, в других находятся свиноматки, готовящиеся к опоросу, в третьих — мамочки с малышами.

— А вот этим «пятачкам» всего два дня, — указывая на клетку, состоящую из большой секции для свиноматки и маленькой для поросят, говорит Владимир Карлович.

Помещение не отапливается, но «детские» клетки обогреваются электрической лампочкой. Место «под солнцем» не пустует. Не только поросятам уютно на тёплой лежанке. С прозрачно-розовыми детёнышами в зимнюю стужу греются хитрые кошки.

— Каждую клетку изготовил сам, — делится фермер. — Благо, опыт работы со сварочным аппаратом имеется. До 2004 года трудился на горпищекомбинате сварщиком. После сокращения решил заняться разведением свиней. Построил сарай, закупил животных. Корма приобретал в колхозах. Как-то приехал ко мне в гости Николай Александрович Мелихов, председатель колхоза из Лукинки, ныне, к сожалению, покойный. Заглянул в свинарник. А там тесно, клетки в два этажа! На первом — взрослые свиньи, выше — поросята. Предложил Николай Александрович арендовать в колхозе помещение побольше. Там я увеличил поголовье с двенадцати до трёхсот! А через некоторое время выкупил помещение в Баймакове. Перевёз животных сюда.

Дорога на свиноферму проторена. Многие покупатели приезжают к Владимиру Карловичу за парным мясом.

— Раньше свинину сбывали в ООО «Овен». Но предприятие закрылось на ремонт. Сейчас везём в Пониклу в ООО «Мясопром» и частникам, — рассказывает он. — В последние годы спрос да и цена упали. В месяц реализуем 15-18 голов. На бойне за килограмм живого веса предлагают 60-80 рублей. Если перевести на мясо, получается примерно 100-120 рублей за килограмм. Плюс дотация 1,5-4 рубля за килограмм. В общем, смешные деньги! Чтобы вырастить одного поросёнка, требуется тонна фуража, которая стоит 6-7 тысяч рублей. От восьмидесятикилограммовой свиньи прибыли всего 1-1,5 тысячи рублей. А ведь нужно, помимо кормов, проводить вакцинацию, покупать витамины. Так что держимся на плаву за счёт частных покупателей да благодаря помощи техникой и зерноотходами Павла Фёдоровича Коткова, главы КФХ «Восток». Продаём мясо по 150 рублей за килограмм, пенсионерам — со скидкой в 10 процентов. На рынок продукцию не сдаём. Времени не хватает. С супругой Венерой Комзырьевной на ферме практически живём. Хорошо, что сыновья и снохи помогают. Хозяйство требует тщательного ухода. Два раза в день чистим клетки, кормим. Внимательно следим за свиноматками, готовящимися к опоросу. Планируем, чтобы в месяц было не больше 20 новорожденных поросят.

Владимир и Венера Баумбах

В другой части помещения на привязи содержатся коровы и бычки.

— Работы не боимся, — поделился животновод, — да только проблем всё больше становится. Надежды, что дальше будет лучше, мало. Цены и спрос на продукцию снижаются, рынок насыщен импортным мясом…

В администрации сельского Совета о Владимире Карловиче Баумбахе отзываются с благодарностью. Без его помощи не проходит ни одно мероприятие, будь то школьный ремонт или новогодняя ёлка. Как признаётся фермер, хотя он живёт в городе, но душа и сердце его здесь. Вот только поводов для оптимизма у производителей сельскохозяйственной продукции всё меньше.