Весь город — сцена
В Оренбурге гостило чудо. Оно началось вполне уверенно, возле памятника Чкалову, что на Беловке, и его пришествие сопровождалось песнями и плясками под бубны и флейты. Просто в город нагрянул второй «Фестиваль Добрых дураков».
Клоуны кривлялись и дразнились, бойкие молодые люди раздавали прохожим программки, прекрасные барышни, одетые не по сезону и не по эпохе, кутались в кружевные мантильи и отбрасывали с плеч непокорные локоны. Один из разносчиков программок невзначай обронил: «Жаль, Эквадор так и не приехал…» Ну что ж – досадно, конечно, но и без него получилось неплохо. Фестиваль собрал творческие группы из Москвы, Орска и Оренбурга.
Шествие, сопровождаемое любопытными горожанами, бродячими собаками и двумя патрульными машинами, остановилось на площади «Атриум». Здесь состоялось, если можно так выразиться, официальное открытие этого самого неформального на свете действа.
Оренбург включился в караван уличных театров мира следом за Ярославлем. А до этого феерия уличных постановок имела место в Нижнем Новгороде. Фестиваль – благотворительный. Это значит, что спектакли бесплатные, артисты приезжают за свой счёт и стараются охватить по максимуму самую незащищённую аудиторию, разъезжая со спектаклями по приютам и реабилитационным центрам. А финальное попурри из выступлений участников состоялось в субботу в парке Перовского.
Стыд, стыд и позор родителям, знавшим о событии и поленившимся привести в парк детей! Потому что есть великолепная и полезная альтернатива банальным мультикам и бездумным аттракционам в торговых центрах. Это – прекрасный клоун Буба. В миру он зовется Алексеем и живёт в Орске. На сцене работает как безотказный детский магнит. Как известно, чтобы называться клоуном, грима, фокусов и ужимок недостаточно. Надо при этом быть смешным. В своём театре клоунады «Гримаски» Алексей развивает цирковые традиции. Себя определяет как «рыжего клоуна, продолжателя российской школы пантомимы». Его благодарные зрители – «мальчики и девочки от 0 до 90 лет». Поначалу дети поглядывали на площадку из-за маминых юбок, а потом начали подбираться поближе. И вот кольцо сужается, кому-то удалось погладить пёсика, с которым выступает Буба, кто-то подхватил в качестве сувенира бумажный цветочек… Организаторам даже пришлось призвать зрителей к порядку.
В лучших российских традициях работает московский театр «На трёх стульях», который привёз в Оренбург Петрушку. Галина Бокарева, его художественный руководитель, попросила передать через газету благодарность театру «Крылья» и оренбургскому центру молодёжи – без них праздник не состоялся бы. По её словам, сегодняшние дети, несмотря на изобилие гаджетов, питают такую же нежную любовь к куклам, как и их бабушки и дедушки.
– Иногда они задают вопросы, которые совсем не ожидаешь услышать. Например, после завершения выступления на открытом воздухе наша труппа укладывала инвентарь. И ко мне подошла одна девочка. День был холодный, она беспокоилась – не продует ли Петрушку, который остался на сцене? Девочке было лет 5. А вот мальчик 10 лет интересовался больше технической стороной: «Как бегают по сцене ваши человечки?» Понимаете, как они всё воспринимают? – рассказывает Галина Петровна.
Театр – явление вечное, и он всегда молод. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на одухотворённые лица актёров объединения «Крылья». Искренние, горящие, сильные – эти ребята находят вдохновение в общении со зрителями и всё свободное время посвящают репетициям. А могли бы сидеть в социальных сетях или во дворе с пивом. Но, конечно, это совершенно исключённый путь для человека, однажды попавшего за кулисы: он очарован духами сцены, увлечён таким реальным и таким волшебным миром, имя которому – театр.