Весь город — сцена

В Оренбурге гостило чудо. Оно началось вполне уверен­но, возле памятника Чкалову, что на Беловке, и его прише­ствие сопровождалось песнями и плясками под бубны и флейты. Просто в город нагрянул второй «Фестиваль Добрых дураков».

Клоуны кривлялись и дразни­лись, бойкие молодые люди раздавали прохожим программки, прекрасные барышни, одетые не по сезону и не по эпохе, ку­тались в кружевные мантильи и отбрасывали с плеч непокорные локоны. Один из разносчиков программок невзначай обро­нил: «Жаль, Эквадор так и не приехал…» Ну что ж – досадно, конечно, но и без него получи­лось неплохо. Фестиваль собрал творческие группы из Москвы, Орска и Оренбурга.

Шествие, сопровождаемое любопытными горожанами, бродячими собаками и двумя патрульными машинами, оста­новилось на площади «Атриум». Здесь состоялось, если можно так выразиться, официальное открытие этого самого нефор­мального на свете действа.

Оренбург включился в ка­раван уличных театров мира следом за Ярославлем. А до этого феерия уличных поста­новок имела место в Нижнем Новгороде. Фестиваль – благотворительный. Это значит, что спектакли бесплатные, артисты приезжают за свой счёт и стара­ются охватить по максимуму са­мую незащищённую аудиторию, разъезжая со спектаклями по приютам и реабилитационным центрам. А финальное попурри из выступлений участников состоялось в субботу в парке Перовского.

Стыд, стыд и позор роди­телям, знавшим о событии и поленившимся привести в парк детей! Потому что есть велико­лепная и полезная альтерна­тива банальным мультикам и бездумным аттракционам в торговых центрах. Это – пре­красный клоун Буба. В миру он зовется Алексеем и живёт в Орске. На сцене работает как безотказный детский магнит. Как известно, чтобы называться клоуном, грима, фокусов и ужи­мок недостаточно. Надо при этом быть смешным. В своём театре клоунады «Гримаски» Алексей развивает цирковые традиции. Себя определяет как «рыжего клоуна, продолжателя российской школы пантоми­мы». Его благодарные зрители – «мальчики и девочки от 0 до 90 лет». Поначалу дети по­глядывали на площадку из-за маминых юбок, а потом на­чали подбираться поближе. И вот кольцо сужается, кому-то удалось погладить пёсика, с которым выступает Буба, кто-то подхватил в качестве сувенира бумажный цветочек… Органи­заторам даже пришлось при­звать зрителей к порядку.

    

В лучших российских тради­циях работает московский театр «На трёх стульях», который при­вёз в Оренбург Петрушку. Галина Бокарева, его художественный руководитель, попросила пере­дать через газету благодарность театру «Крылья» и оренбургско­му центру молодёжи – без них праздник не состоялся бы. По её словам, сегодняшние дети, несмотря на изобилие гаджетов, питают такую же нежную лю­бовь к куклам, как и их бабушки и дедушки.

– Иногда они задают вопро­сы, которые совсем не ожида­ешь услышать. Например, после завершения выступления на открытом воздухе наша труппа укладывала инвентарь. И ко мне подошла одна девочка. День был холодный, она бес­покоилась – не продует ли Пе­трушку, который остался на сце­не? Девочке было лет 5. А вот мальчик 10 лет интересовался больше технической стороной: «Как бегают по сцене ваши че­ловечки?» Понимаете, как они всё воспринимают? – рассказы­вает Галина Петровна.

       

Театр – явление вечное, и он всегда молод. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на одухотворённые лица актёров объединения «Крылья». Искрен­ние, горящие, сильные – эти ребята находят вдохновение в общении со зрителями и всё свободное время посвящают репетициям. А могли бы сидеть в социальных сетях или во дворе с пивом. Но, конечно, это совер­шенно исключённый путь для человека, однажды попавшего за кулисы: он очарован духами сцены, увлечён таким реальным и таким волшебным миром, имя которому – театр.