Что посеешь, то и поешь: оренбургские аграрии о сложностях нынешней посевной
В этом месяце орские аграрии планировали в оптимальные сроки провести посевную кампанию. Еще в апреле на уровне заместителя главы города Павла Филиппова состоялось целевое совещание по весенне-полевым работам, где принял участие начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности областного министерства сельского хозяйства Алексей Николенко. Акценты расставили, план набросали. Увы, природа внесла свои коррективы.
Первый транш
Фермеры успели выйти в поля всего на несколько дней. Как отметил главный агроном крестьянско-фермерского хозяйства «Долинское» Сергей Долинский, перед праздником, 9 мая, выезжали на места, чтобы оценить обстановку по саранчовым.
– Отрождения личинок мы не наблюдали, – поясняет Сергей Александрович. – Однако быть готовым в нашем засушливом и непредсказуемом климате нужно ко всему, поэтому заявки на ядохимикаты уже поданы, техника подготовлена. В прошлом году в борьбе с саранчой нам помогли власти, за что им отдельное спасибо. Надеемся, в этом глобальная помощь не понадобится.
Только кроме саранчи, которая в последние годы стабильно пожирает посевы, есть у орских фермеров и другие проблемы.
– Их много, и год от года они не меняются, – сетуют некоторые работники полей. – Мы уже не раз поднимали наболевшие вопросы в прессе, на совещаниях различного уровня, но воз и ныне там. Нас сейчас нацеливают на импортозамещение, то есть мы должны производить больше продукции, снабжать местные рынки своими овощами. Следовательно, должна быть именно государственная поддержка в этом плане. К сожалению, ее нет.
Начальник отдела сельского хозяйства горадминистрации Евгений Мешков уверяет в обратном:
– В этом году шестнадцать орских хозяйств получили первый транш несвязанной поддержки – более 5,7 миллиона рублей. Одиннадцати хозяйствам перечислены средства на общую сумму больше 21 миллиона рублей в качестве компенсации за убытки, которые они понесли во время прошлогодней засухи. Деньги пошли на приобретение семян, горюче-смазочных материалов, удобрений, химических средств защиты растений уже в этом году. Согласитесь, помощь хорошая.
– В принципе, неплохая, – соглашаются фермеры. – Ведь посевы тогда погибли на площади 10 454 гектара, а это 51 процент от посевной, фактические же затраты, согласно расчетам, составили почти 34 миллиона. Иногда кажется, что мы работаем себе в убыток.
– Денежный вопрос для всех фермеров был и остается ключевым и не всегда решаемым, – рассказывает Сергей Долинский. – Процентная ставка в главном сельском банке страны ощутимо бьет по карману. Сегодня она составляет 23,5 процента. Когда мы только начинали фермерскую деятельность, ставка была в районе 10 процентов. Удорожание идет по всем направлениям. Минеральные удобрения дорогие, равно как и горюче-смазочные материалы. Прежде тонна солярки стоила 7 рублей, сейчас – 35. Нет, никто из нас не плачется в жилетку, потому что это не решит проблем. Каждый по-своему справляется и продолжает работать. Поражает лишь то, что государство мало внимания уделяет сельскому хозяйству, ведь все наши проблемы как раз таки государственного масштаба. К местной и областной властям претензий нет. В городе и Оренбурге к нам прислушиваются, помогают. В прошлом году муниципалитет и вовсе освободил нас от арендной платы и земельного налога, что существенно помогло, ведь речь шла почти об одном миллионе рублей.
Курс на овощеводство
В нынешнем году, кстати, пристальное внимание будет уделено овощеводству. Об этом говорят на многих совещаниях. Пока же сельхозпредприятиями города проведена лишь посадка лука на территории 12 гектаров, начата посадка картофеля и моркови. И если в прошлом году картошку сельхозпредприятия высадили на 118 гектарах, то в нынешнем площадь планируют увеличить на 38 гектаров. Овощей посадят на 11 га больше. К слову, в 2014-м картофелем было засажено в общем 1230 га, то есть более 1100 гектаров принадлежало тогда личным подсобным хозяйствам, на плечи которых ложилось основное обеспечение орчан местной продукцией.
– Мы уже закупили семена, подготовили поля, – говорит Долинский. – Высадим, так сказать, суповой набор: капусту, морковь, свеклу – то есть то, что идет на длительное хранение. Картофелем засадим гектаров 20-30. Это весьма прилично. Мы в овощеводстве первый год; пока еще сложно, но мы справляемся. Купили современную поливочную технику с автоматической программой. Правда, своих средств не хватило, пришлось оформлять кредит на миллион рублей. Надеемся, расходы окупятся. Главное, чтобы вновь погода не подвела. В поля мы вышли 5 мая, а уже через пару дней полевые работы пришлось приостановить.
В крестьянско-фермерском хозяйстве занялись также возделыванием участков с сафлором – южной засухоустойчивой масличной культурой. Опыт перенимают у коллег из Новоорска. Остановились на сафлоре неспроста, ведь масло, полученное из очищенных семян, используется в качестве пищевого. А масло из неочищенных семян сафлора обладает горьким вкусом, его применяют для приготовления светлых, нежелтеющих олиф, в мыловарении и производстве линолеума.
– Конечно, здорово, что мы постепенно приходим к тому, что без своего сельского хозяйства невозможно прожить, – уточняет Сергей Александрович. – Продукция местного производителя, которая пойдет с грядки практически сразу на стол, хранится лучше, она вкуснее и качественнее привозной. Это факт неоспоримый. Однако предстоит сделать еще немало, чтобы овощеводство поднять на новый уровень. Мы видим, как правительство проникается нашими заботами. Но не настолько, как нам бы хотелось. Может быть, у государства просто не хватает на все резервов?
Этот риторический вопрос повисает в воздухе. Может быть, не хватает, ведь после развала Советского Союза поля в основной своей массе пришли в запустение; сельское хозяйство как огромный единый организм перестало существовать в стране. И теперь, спустя столько времени, поднять его хотя бы на прежний уровень действительно сложно. Но можно. Только одних усилий фермеров, которые едва ли не живут в полях, будет недостаточно. Все-таки поддержка рублем непосредственно от государства нужна.
– Снизили хотя бы процентную ставку для нас, сельхозпроизводителей, все было бы легче, – вздыхают аграрии. – Или стоимость ГСМ уменьшили…
Пока же, как отметили на недавнем совещании в министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, основное производство овощей и картофеля сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, но решающего влияния на насыщение продовольственного рынка области оно не оказывает в силу низкой товарности продукции. На долю сельскохозяйственных организаций области приходится 6,6% всего валового сбора картофеля и овощей, крестьянско-фермерские хозяйства дают 6,3%, личные подворья – 87,1%. Иными словами, бабушки, которые выращивают тот же картофель и морковку на своих приусадебных участках, снабжают наши рынки большими объемами местной продукции. Может, в таком случае, стоит поддержать и их?