Знак неравенства: себестоимость оренбургского зерна обогнала цены на пшеницу

Ценовой дисбаланс в цепочке «топливо – молоко – зерно» приближается к критической отметке, считают многие товаропроизводители. Этому есть резонное объяснение. Ведь действительно, цены на сельхозпродукцию в этом году резко упали, в то время как на горюче-смазочные материалы продолжают расти. Более чем двукратный провал в стоимости зерновых и зернобобовых, а также подсолнечной культуры в конце прошлого года существенно увеличил ценовой разрыв.

Чтобы увидеть это, не нужно производить сложных расчётов, достаточно обратиться к цифрам. На сегодняшний день одна тонна зерна пшеницы стоит в среднем около 5 тысяч рублей. Одна тонна зимнего дизельного топлива — 48,1 тысячи рублей. То есть, если сельский товаропроизводитель пожелает приобрести данный вид топлива сегодня (а оно понадобится для техники, задействованной на фермах, в расчистке снега или перевозке грузов), то за 1 тонну горючего нужно будет отдать почти 10 тонн зерна!

Что же касается так называемого летнего дизельного топлива, то вряд ли оно будет существенно отличаться в цене, максимум сбросит за тонну 3–4 тысячи рублей, то есть понадобится за неё не 10, а 9 тонн зерна.

Сколько же надо отдать, чтобы в полной мере обеспечить посевную кампанию 2018 года? Попробуем подсчитать. Итак, согласно рабочему плану проведения весенне-полевых работ отдела сельского хозяйства районной администрации, необходимо 2305 тонн дизельного топлива. Умножим эту цифру на 45 тысяч рублей (примерная цена на летнее дизельное топливо), получим внушительную цифру в 103,7 миллиона рублей. Сколько же надо продать зерна, чтобы запастись топливом на весь период в полной потребности? Если учесть, что на сегодняшний день стоимость одной тонны пшеницы составляет в лучшем случае 5 тысяч рублей, то разделив полученную сумму на этот показатель, получим 20745 тонн. Впечатляет!

Проверяю ещё раз по калькулятору, так как не верится в такие внушительные цифры. Но, всё сходится, я не ошибся. К тому же, если мы в самом начале определили, что закуп топлива по цене зерна пшеницы приходится примерно как 1 к 10, то получается: 2305 тонн умножаем на 10 равно 23050, чуть больше нашей цифры, но очень приближено к ней. Значит, всё правильно.

В нынешнем году аграриями района получен урожай почти в 200 тысяч тонн зерновых и зернобобовых культур. Получается, что десятую часть от него им придётся отдать для того, чтобы запастись дизельным топливом на главную кампанию года. Это ещё без учёта потребности в бензине, которого потребуется около 220 тонн. А приплюсуйте сюда ещё затраты на моторное топливо для проведения летних и уборочных работ. Эта цифра увеличится чуть ли не в два раза.

Анализируя данные показатели, становится понятно, почему в структуре посевных площадей значительные площади отводятся дорогим в плане реализации культурам, и,

в частности, подсолнечнику, который в этом году тоже существенно «просел» в цене: 15–16 тысяч рублей предлагают сейчас за тонну маслосемян. В таких ценовых тисках селянам нужно выживать, вот и приходится жертвовать плодородием земли для того, чтобы остаться на плаву.

Дополнительный источник живых денег – молоко. Цена за один его килограмм составляет сегодня около 19 рублей. То есть сельский товаропроизводитель может сдать тонну молока и выручить за неё 19 тысяч рублей. Замечу, что данные расчёты приблизительные и предназначены они для наглядности. Сколько же надо сдать молока, чтобы приобрести одну тонну дизельного топлива? Почти 2,4 тонны. То есть разница в 2,4 раза. Всем известно, что производство продукции в животноводстве обходится значительно дороже, чем в растениеводстве. Получается, что и вырученные от его реализации средства слишком небольшие, чтобы можно было выгодно для сельчанина приобретать топливо. Скорее, наоборот.

Что же в нынешней ситуации у нас получается? При дороговизне топлива, стоимость которого обязательно закладывается в себестоимость производимой сельчанами продукции, и низких ценах на неё, получить хорошую прибыль аграриям вряд ли получится. В реальности оно так и есть. А недополученная прибыль – это нереализованные проекты по модернизации сельскохозяйственного производства, невозможность прибавки зарплаты рабочим и так далее.