Юрий Вдовкин: Сладкие арбузы растут только на солёной земле

Нынешняя неделя в нашем районе завершится деловыми и праздничными мероприятиями межрегионального фестиваля «Соль-Илецкий арбуз». Фестиваль, как мы уже сообщали, пройдёт в десятый раз. О том, как готовится к празднику район, и как обстоят дела с бахчеводством на юге Оренбуржья, рассказал глава Соль-Илецкого района Юрий Вдовкин.

– Юрий Георгиевич, серия из десяти фестивалей – это круто. Считаю, это весьма серьёзное явление в жизни нашего района.

– Это нормальное явление. И, действительно, очень серьёзное. А живёт фестиваль столько лет потому, что нравится людям: участникам, организаторам. Они делают его с душой.

– Да, на наших глазах не просто организуется праздник самой крупной и сладкой ягоды, но на научной основе и по законам рынка происходит формирование отрасли производства…

– По мере развития бахчеводства мы убеждались, что это правильный путь, но его надо хорошо отстраивать. Требовалась научная основа. Ведь не каждый бахчевод готов делиться с другими своими секретами. А представители науки собирают, обобщают информацию и охотно передают её практикам. Вы же знаете: каждый фестиваль включает в себя выезд в поле, научно-практическую конференцию – при этом зал заседаний всегда полон. Иногда даже наука отставала от наших бахчеводов, они много занимались самообразованием, в том числе обращались к интернету. Мы гордимся, что люди сразу поняли необходимость учёбы, что профессорам и кандидатам наук задавали вопросы, свидетельствующие о глубине проникновения в тему. Кроме этих научно-практических конференций обучению способствуют семинары в преддверии посевной. Как-то коллеги из других районов по дороге на наши бахчи говорили: мы только начинаем какой-то вопрос обдумывать, а у соль-илецких бахчеводов он уже решён: капельное орошение, защита от болезней, применение микростимуляторов.

Порой практика опережала теорию. Рекомендации учёных применялись оперативно. И не в лабораториях, не на отдельных опытных делянках, а сразу – на производственных площадях. Это явилось основой активного развития бахчеводства.

– Каков сегодня вклад отрасли в экономику района?

– Доля бахчевых в объёме продукции растениеводства составляет 65 процентов. Бахчи – это, конечно, рабочие места. На погрузке, прополке за сезон зарабатывают неплохие деньги. Люди строят жильё, учат детей, покупают технику. В личных подсобных хозяйствах жителей района постоянно обновляется автотракторный парк, являясь одним из самых крупных в Оренбуржье.

– Помнится, на одной из встреч астраханские и волгоградские коллеги предупреждали об опасностях, которые таит в себе бурное освоение земель под бахчевые культуры. Учит ли нас чужой опыт?

– Не все понимают, что с её Величеством Землёй общаться надо только на Вы. Что к ней человек придёт и завтра, и послезавтра. Что бахчеводство, как и другие направления растениеводства, — отрасль не одного дня; как мы к земле – так и она к нам.

Наши резервы – в дальнейшем изучении и внедрении достижений науки. Можно ведь сеять меньше, но получать больше: с богарных участков – до 20 тонн с гектара, с поливных – все 100. Не случайно на нынешней научно-практической конференции будем рассматривать вопросы применения нанотехнологий.

– Вы постоянно призываете совмещать развитие бахчеводства и животноводства. Находит ли эта мысль понимание и поддержку?

– Животноводство начинает расширяться. Думаю, это не прямое воздействие наших призывов, а люди сами понимают роль животноводства. Известно: чтобы быть успешным на арбузном поле, необходимо заниматься севооборотом. Рачительные хозяева ради этого паруют землю, а также, давая ей отдохнуть от бахчевых, выращивают травы, направляя их урожай на корм скоту. Существует ещё и такая психология: летом поработал, зимой отдохнул. Но заниматься бахчеводством не легче, чем животноводством.

Мы планируем в районной целевой программе развития сельского хозяйства предусмотреть поддержку тем, кто ведёт производство комплексно. Направили свои предложения в правительство области.

Такой комплексный подход позволит улучшить плодородие земли, поможет решению проблем занятости населения и воспитанию подрастающего поколения.

– Предстоящее в рамках десятого фестиваля установление рекорда по съеданию пуда соли – это намёк на арбуз солёный? Ориентир для потребителей нашей продукции? Производителей, судя по прошлогодним продажам сладко-солёного товара, не надо убеждать в необходимости традиционной переработки, не требующей строительства комбинатов.

– Намёк, наверное, есть. Но нам хочется обратить внимание и на главное достояние нашей земли. Соль-Илецк – это всё-таки СОЛЬ. А сладкие арбузы растут только на солёной земле. И когда рубашка в соли!

Нас ориентировали на заграницу, на производство пектина. Но строительство громадных цехов нерентабельно, и мы пришли к выводу: главный способ переработки арбуза для нас — засолка. Так же оптом, как и десертный, мы должны продавать солёный арбуз. Надо пропагандировать его потребление в других регионах нашей страны. Будем участвовать во всевозможных выездных мероприятиях и дегустациях. Сегодня, продавая свежий, каждый бахчевод должен договариваться с покупателем о поставках солёного арбуза. Это тоже работа, тоже заработок. Район знают далеко за пределами региона. Сегодня места для торговли бахчевыми нам предлагает Москва. У нас огромные перспективы, крепкие традиции, которые необходимо сохранять и поддерживать при любых обстоятельствах. Наша гордость и надежда – люди, а в бахчеводстве сегодня трудится немало династий. Мы приглашаем всех поучаствовать не только в деловых, но и в культурных мероприятиях десятого фестиваля: встретиться с единомышленниками, отдохнуть и порадоваться празднику арбуза. Этот праздник – тоже плод их трудов.