Докопался до власти: оренбургский ученый написал работу о политической элите региона
Молодой учёный Андрей Пахомов первым в регионе взялся изучать тех, кто у руля. За свой научный труд «Механизмы формирования политической элиты Оренбургской области в период с 1965 по 1991 год» он получил губернаторскую стипендию. 10 тысяч рублей ежемесячно в течение года — неплохая добавка к зарплате молодого преподавателя истории Оренбургского медуниверситета.
Времена не выбирают
Расцвет и закат Советского Союза как период изучения 28-летний Андрей выбрал осознанно. Говорит, детство пришлось на 90-е, рос в семье сельских учителей, сам видел, как нелегко приходилось, когда и без того мизерную зарплату педагогов задерживали. Выручало подсобное хозяйство.
А изучать Андрей взялся поздний советский период, оставив элиту наших дней для докторской диссертации. 60-е и 70-е кандидат исторических наук оценивает очень высоко, видя в достижениях по всем фронтам и большой вклад умелого управления. Как люди достигали вершин государственной власти в регионе? Что помогало им продвигаться? Какими были те, кто возглавлял регион и его крупные населённые пункты в период промышленного и хозяйственно-экономического подъёма? Поставив перед собой все эти вопросы Андрей месяцами работал в архивах Оренбурга, Челябинска, Уфы, Москвы.
— Мне нравится искать, раскапывать что-то, чего до меня ещё не было обнаружено, особенно по спорным, дискуссионным темам, — продолжает он.
Один из стереотипов о политической элите, руководителях, или «руками водителях» советских времён Андрею удалось разрушить. Окончив работу, историк понял, что проникся к изучаемым персонам большим уважением.
— Я внимательно ознакомился с биографиями первых секретарей обкомов, их было три за выбранный мною период, вторых и третьих секретарей, руководства горкомов, райкомов… Вникал в их материальное положение, их привилегии, происхождение, уровень образования, опыт работы, карьерные ступени.
Портрет на фоне эпохи
Если набросать по полученным данным Андрея некий собирательный образ, то это будет мужчина под 50, русский по национальности, местный уроженец с сельскими корнями и крестьянским происхождением, отслуживший в армии, с высшим инженерным и высшим партийным образованием, не менее чем 15-летним опытом работы во внепартийной сфере.
— Женщин во власти в Оренбургской области было гораздо меньше, чем в соседних Челябинской области и Башкирии, — дополняет Андрей. — В основном они отвечали за идеологию и в прошлом были либо журналистами, либо педагогами, в любом случае гуманитариями.
Всего в составе политической элиты Оренбуржья 1965-1991 годов Андрей насчитал более 680 человек. Сам термин «элита» спорный, в переводе это «лучший», «отборный». В широком понимании обладатели семи пядей во лбу или редких талантов пестуют их каждый в своей сфере, искусстве или науке, и редко идут во власть. Но значит ли это, что добираются до высших эшелонов, а потом нами руководят эдакие середнячки?
— Отнюдь, — улыбается Андрей. — Политика — особая сфера, требующая соответствия специфическим критериям. Не случайно сейчас есть попытки вернуться к опыту тех лет по формированию кадрового резерва, в постсоветский период элита формировалась более хаотично. А мера эффективности, в том числе и управленческой, — результат, конкретные достижения региона.
Андрей, как и всякий историк, рассуждает масштабно. Он уверен: региону, стране и народу в целом нужна твёрдая рука, тогда и внутри будет порядок, и в мире станут уважать. Даже если каждому в отдельности придётся себя в чём-то ограничить, оно того стоит.