Марина Солодкая: Решение губернатора – соблюдение некой тенденции
Губернатор Оренбургской области Юрий обратился к Президенту Владимиру Путину с просьбой о досрочной отставке для участия в выборах главы региона в сентябре 2014 года.
Свое мнение о причинах такого решения Юрия Берга высказала доктор философских наук, профессор Оренбургского института МГЮА Марина Солодкая.
– Решение губернатора большой неожиданностью не явилось для всех людей, которые так или иначе задействованы в сфере политики. Все ждали конца мая как раз для того, чтобы узнать, будут выборы губернатора у нас в конце 2014 года или пройдут так как должны в 2015 году.
– Одна из причин переноса даты выборов на более ранний срок связана с тем, что в 2015 году нам ещё предстоят муниципальные выборы. Были опасения, что власти будет сложно работать на два фронта. Хотя другие трубили, что «пакетное соглашение» реализовать проще вплоть до денежной экономии.
– Сейчас 2014 год и ничего особенно сложного на область ещё не выпало в виде каких-нибудь там взрывов боеприпасов или ещё чего-нибудь. В 2015 году всё ещё может быть, начиная с того, что область сильнее почувствует на себе санкции, которые предприняты сейчас рядом стран в отношении России. Возможно скажутся еще последствия кризиса, возможно, бюджет области в следующем году будет ещё сложнее, чем в году 2014, поэтому у губернатора возможность избраться населением несмотря на все фильтры будет тяжелее, чем сегодня. Тяжелее в силу неопределенностей.
– С другой стороны, возможно, это решение – соблюдение некой тенденции. Мы знаем, что уже часть губернаторов, которые должны были переизбираться в 2015 году, подали в отставку и Путин её принял. Наверное, кто-то на этом фоне подумал, что будет не очень красивая игра, когда одни губернаторы на досрочные выборы, а другие – нет. Возможно, центр решил немного подравнять всех под одну гребенку и сделать в чем-то единой ситуацию в регионах.
– Тенденции, что до сентября в Оренбуржье произойдёт что-то страшное, нет. Но, например, мы знаем, что сейчас стоит жара и, возможно, она будет аномальной. Сельские жители составляют 42% населения области. Голосуют у нас преимущественно селяне. Не знаю, как они поведут себя. Я понимаю, что их можно чаяниями, что им компенсируют убытки, заставить поддержать действующего губернатора. С другой стороны, в ситуации, когда будет очередная засуха и очередной неурожай, есть большой повод для контраргументов у противников губернатора, которые развернут агитацию. Они могут сказать: что делает губернатор в сельхозсфере? Только занимается договорами с Москвой, чтобы региону выделили «на бедность». То есть занимается не тем, что поддерживает работников аграрного сектора, а просто формирует некий люмпин, проживающий на селе только потому, что ему своевременно поступает помощь из Москвы через губернатора.
– В любой ситуации развернуть агитационную борьбу партиям так называемой системной оппозиции будет гораздо сложнее, чем партии власти. Мне кажется, здесь ещё использовали этот фактор: до последнего держались и не говорили, когда будут выборы губернатора, чтобы лишить своих противников возможности готовится к чему-то планово или загодя. Хотя, если соперники умные, то они уже должны были строить запасные аэродромы, как раз на случай, если губернаторы будут выбирать в сентябре.
– Не следует забывать, что основной период агитационной борьбы придется на лето, а это не самый лучший период. Мне кажется, партия власти ещё и за этим проводит выборы в сентябре. Они понимают, что «проедут» в чём-то без агитации на так называемом административном ресурсе. В силу своей зависимости бюджетники легко управляемы. Как мы понимаем, в их среде агитация не нужна. Оппозиционным партиям период агитации крайне важен, но собрать людей в месяцы, когда ожидается аномальная жара, практически невозможно. Разъяснять, зачем нам нужно сменить власть, особо будет некому.