Игорь Комиссарчик: 2014 — поблагодарить и попрощаться

Рождественское настроение не приходит. Его не приносят ни сотни городских елок, ни караваны Кока-Колы, ни ажиотаж и тысячи сине-красных огоньков на фасадах домов.

2014-й держит за ногу словно собака, вцепившаяся в штанину. Хотя, пожалуй, он больше похож на преподавателя по экономике, который на перемене дочитывает вам лекцию по Карлу Марксу, а вас уже ждут вкусненькие бутерброды в университетском буфете. Но бежать от седобородого коммуниста недостойно, а ненасытный лектор все читает и читает, Маркса сменяет Энгельс и где-то слышен картавый приговор Ильича, а вот шум буфета уже не слышен…

Также и у нас. Куранты уже близко, но мы все смотрим в экраны, где в перерывах между украинскими хрониками пропадают и падают самолеты из Малайзии, а следом за ними пикируют рубли, крушение которых маскируют похожие одновременно и  на мистера Бина, и и Анатолия Кашпировского  экономисты-футурологи, излучающие оптимизм и уже сгонявшие в обменник. Вот такой вот 2014.

Он начался как-то скверно и триумфально одновременно. Сочинская Олимпиада – первые русские Игры моего поколения – всячески саботировались мировыми лидерами из-за гей-репрессий, иносми без устали снимали двойные унитазы и сломанные двери Олимпийского Сочи, и было еще много всего. Да еще и происходившая параллельно с Играми бойня в Киеве давала жару. Но в Сочи мы выиграли (первая выигранная Олимпиада на памяти моих сверстников), а бонусом получили «русскую весну» и Крым, который, кстати, тоже стал первым территориальным приростом России после распада СССР. Раньше на моих глазах такого не происходило, и, наверное, больше не произойдет…

Мы заплатили за все это дорогую цену, и, скорее всего, будем платить еще долго. Но «русская весна» того стоила. А потом грянул гром над Донбассом, и триколорные март, апрель и май сменили залитые кровью летние и осенние месяцы. И теперь Донецк и Луганск ассоциируются не с «русской весной», а с выжженной землей и масштабными военными преступлениями карательных отрядов.

А потом грянули санкции, импортозамещение, доллар, евро, ключевая ставка, ценники, нефть. Читая сетевые заметки, вглядываясь в лица вещающих из телевизора спикеров, только усилием воли останавливаешь головокружение. Если все это – испытание, то почему все винят в этом «проклятый запад»? Если это «наш шанс обрести настоящую независимость», то почему все это не происходило раньше? Где были наши политики, наши производители, наши эффективные менеджеры? В какой вене сидела нефтяная игла, что на избавление от зависимости не хватило 15 лет? Где была национальная платежная система, о которой говорят уже лет семь?

А если все это – наказание – то за что? За право крымчан самостоятельно решать, где и как жить? За право народа Донбасса отстоять свои права? За нашу братскую помощь? За попытку хотя бы экономически вернуть часть былого могущества Империи и Союза в виде ЕАЭС?

У меня нет ответов на эти вопросы. Их нет у подавляющего большинства россиян. Их нет у политиков, экономистов, общественных лидеров. Их, вероятно, нет даже у Президента, судя по катастрофической разнице между настроениями Крымской речи, Валдайского клуба, Послания и Большой пресс-конференции.

Как-то странно сложился год и для Оренбургской области. Мы провозгласили себя столицей Евразии, но партнеры из Казахстана в «черный вторник» скупили в Оренбурге все машины и айфоны. Мы открывали новые производства, но не смогли помочь старым. Мы без устали говорим о безопасности и мерах предосторожности, но по-прежнему горим и взрываемся – в ГОКе, в Армаде, в домах, гаражах и подсобках. Мы – рыцари на дорогах, но количество леденящих душу ДТП с каждым месяцев растет. Мы можем написать тысячу постов в соцсетях об областном бюджете, но не прийти на слушания. Мы жалуемся на горадминистрацию, а потом героически спасаем их от проклятых журналистов НТВ. Конца и края этому не видно. А как увидеть свет в конце тоннеля, если мы не меняем своих привычек, своего поведения? Может быть,  дело все-таки в нас?

2014 не отпускает. Он словно закольцевался. В Киеве опять майдан и покрышки, на Донбассе снова неспокойно, Крым отключили от банковских карт, Капелло по-прежнему не платят, и все это в наших телевизорах, фейсбуках, головах. Впервые за долгие годы общественное стало выше частного. Только хорошо ли это? Я боюсь, что нет. Народное единство эффективно, когда свои дела более-менее устроены. А если в головах и карманах  ворох неразрешенных проблем, единство быстро превращается в слепую веру. Яростно дискутируя об Украине и «проклятых американцах», люди забыли, что их жизнь зависит только от них самих. Царь-батюшка добрый и очень старается, но колдовать не умеет, и на работу за вас не пойдет.

В одной из популярных сегодня песен есть строка: «Я верю в чудо, но не жду счастливого конца». Это, как мне кажется, полностью отражает все происходящее сегодня. Мы верим в чудо, но не делаем ничего для того, чтобы это чудо произошло. Мы варимся в нашем маленьком аду, постоянно обсуждая ад большой – тот, который по телевизору и в интернете. Но на чудо мы способны. Сможем, выберемся. В Новый год всегда происходит волшебство. Перевернем страницу, а там станет проще, легче.

Вот только для этого чуда нам нужно отпустить год 2014. А ему – отпустить нас. Наверное, большинство из нас может сказать уходящему году: «Ты был уникальным, единственным, невероятным. Было трудно, но незабываемо. А теперь нам надо заняться своими делами. Мы тебя запомнили. Спасибо, и до свидания. Уходи. Спасибо за Крым и Сочи».

А если этого не сказать, то чуда не произойдет. Впрочем, его может не произойти и независимо от этих  слов. Но это уже в наших руках.