От доски до доски

История мемориальных досок в Оренбурге, их установка и снятие читается как  настоящий детектив.  Только вот прочитать эту историю, что называется от доски до доски, решился всего один человек.

Пожалуй, лишь дважды в недавней истории нашего города мемориальные доски, а вернее их установка и исчезновение, становились предметом общественного обсуждения. Самое близкое к нам событие такого рода – памятная доска атаману Александру Дутову, которую сначала установили, потом сняли, потом то ли вернули на место, то ли изготовили новую. Предыдущее подобное событие произошло без малого двадцать пять лет назад. На закате Советской власти на оренбургском Доме офицеров установили металлическую доску в рост человека с изображением Климента Ворошилова. Времена были перестроечные, было много негативной информации о «первом красном офицере», и какие-то вандалы облили доску краской. Железную махину сняли, вроде бы чтобы почистить, но посчитали за благо не возвращать  на  прежнее место.

Однако  если вы возьмете список мемориальных досок Оренбурга за 1989 год и пройдетесь по указанным в нем адресам вряд ли насчитаете и двух третей упомянутых памятных знаков.

Так и поступил житель нашего города  Тимофей Венгеренко. С тех пор, на протяжении нескольких лет, он ведет упорную переписку, к которой в разное время подключались и депутаты городского Совета, да «воз и ныне там».

Может показаться, что никакого документального порядка в этом вопросе не существует, но это не так. Вот что по этому поводу писала газета «Вечерний Оренбург» еще в июне 2007 года.

«Установка памятной доски — процедура не такая простая, как может показаться. Решение о ее появлении в том или ином месте в Оренбурге принимает Оренбургский городской Совет. Но материалы на рассмотрение депутатам предоставляет специальная комиссия, в которую входят историки, краеведы, почетные граждане города, работники музеев. Однако просьба об установке одной и той же мемориальной доски должна поступить к членам комиссии одновременно от трех инициативных групп.

Установка каждой памятной доски проводится с разрешения главного художника города. Более того, оформление – цвет, шрифт, текст — мемориальной доски обязательно должно вписываться в общий стиль здания, где она устанавливается. Тогда, как любой памятник культуры, она будет выглядеть достойно».

А в соответствии с постановлением городского Совета №153 от 26.08.1999 г. ответственность за дальнейшее содержание и ремонт мемориальной доски несет глава соответствующего округа Оренбурга.

А вот вам примеры ответов из округов. Сначала из Северного: «Мемориальную доску необходимо заменить, т.к. надпись на ней не читается… также нуждается в замене, т.к. левая сторона доски лопнула по двум углам… необходимо произвести очистку мемориальной доски…».

А вот ответ — из Южного. Три доски (перечисляются адреса)  «разбиты и демонтированы неизвестными лицами… В связи с отсутствием финансирования в 2013 году произвести установку отсутствующих мемориальных досок не представляется возможным».

Выходит, что полномочия в округах вроде бы есть, а ответственности нет.

Переписка с управлением градостроительства и архитектуры Оренбурга более объемна и переполнена отписками и потешными, и печальными. Приведём несколько выдержек из ответов за подписью главного архитектора Сергея Бренева: «… определить объект, на котором была размещена мемориальная доска не представляется возможным…;  установить полную информацию:  когда она была установлена, из какого материала изготовлена, когда и кем демонтирована, не представляется возможным…; реестр мемориальных досок устарел и нуждается в детальной корректировке…; информация о лицах, демонтировавших мемориальную доску, в управлении, к сожалению, отсутствует…; информация об адресах памятных знаков и мемориальных досок в память участников локальных войн и военных конфликтов в управлении градостроительства и архитектуры отсутствует».

Особенно умиляют пассажи о неизвестных лицах, в контексте того, что у исторических зданий есть или хозяева, или оперативные управляющие, которые несут ответственность за сохранность и неизменяемость, хотя бы фасадов зданий. Или в округах и управлении не знают этих хозяев, которые по своему переделывают и  красят памятники истории и архитектуры, вставляя туда пластиковые окна удобной им конфигурации?

Тогда им стоит подсократить аппарат и обратится за разъяснениями к тому же Тимофею Венгеренко?

Может быть, в Год культуры, совпавший с круглыми датами в истории Оренбургской губернии и области, депутаты городского Совета возьмут этот вопрос под свой контроль и проявят себя настоящими патриотами?

Что же касается необходимых средств, то лично мое предложение простое – давайте один из грядущих многочисленных праздников  в городе сделаем поскромнее, а деньги направим на возвращение исторической справедливости. Может быть тогда наши сограждане поймут, что культура не в выступлении поп-звезд эстрады, а  в сохранении и преумножении того культурного и исторического наследства, которое нам досталось