В 22 школах Орска появились службы примирения

Учащихся будут учить технологии альтернативного беспристрастного урегулирования споров при помощи посредников.

В 22 орских школах идет создание собственных служб примирения. Сегодня они появляются по всей России. О том, для чего нужны подобные подразделения, «Орской газете» рассказала педагог-психолог научно-методического центра управления образования Орска Рузалия Суербаева.

– Идея создания таких служб возникала давно, – говорит Рузалия Азатовна. – Это предусматривает национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Школа является конфликтной средой, ведь в современном обществе наблюдается все большая степень социального расслоения.

Нацеливая школы на создание таких служб, специалисты министерства образования отмечают, что «социальные лифты», обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, у нас, к сожалению, не запущены. Их отсутствие приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности.

– Есть традиционный способ решения конфликтов – административный, который заключается в поиске виноватого и наказании его, – отмечает психолог. – Но он не всегда хорош. Часто ситуация осложняется тем, что к школьному конфликту присоединяются родители, которые жаждут возмездия. Бывает, что дети уже разобрались, а взрослые продолжают их накручивать, усугубляя ситуацию.

Школьные службы примирения предполагают альтернативный способ урегулирования конфликта. Есть две стороны и есть посредник-медиатор, который выстраивает между ними диалог. Он помогает найти пути разрешения конфликта, чтобы каждый почувствовал ответственность за свой поступок, за свои слова. Моральный и материальный ущерб при этом должны быть возмещены.

– На кого возлагаются задачи медиатора?

– В каждой школе есть социальный педагог и психолог, которые работают над урегулированием конфликтов. В роли медиатора может выступить классный руководитель. Для того чтобы стать специалистами в области медиации, необходимо обучиться и получить сертификат. Мы же пока предлагаем педагогам внедрять методы медиации, наши службы примирения только делают первые шаги.

– Не станет ли создание служб примирения формальностью?

– Здесь большую роль играет человеческий фактор. Я использую эти методы на практике, работая в школе психологом. Знаю, что есть в городе люди, которые подходят к вопросу с интересом. Решать таким образом конфликты можно с детьми любого возраста.

Недавно мы организовывали встречу для второклассников. Два мальчика периодически дрались, в ситуацию стали вмешиваться папы. Тогда мы предложили организовать примирительную встречу. Папы присутствовали, в беседу не вмешиваясь. Они смогли со стороны посмотреть на то, как их дети выстраивают диалог. Компромисс мы нашли.
С более взрослыми ребятами как-то разбирали ситуацию с кражей телефона. В результате мобильный был возвращен. Если имеет место материальный ущерб, о его возмещении договариваются взрослые. Подобным образом можно решать и групповые конфликты.

Справка RIA56:

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров – от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике, порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.