Долги оренбуржцев перед банками продолжают расти

Оренбуржцам слишком часто приходится отвечать перед Фемидой за свои кредиты. Долговая нагрузка на население сегодня увеличилась в разы. Так, только в Советском районном суде Орска Оренбургской области за 12 месяцев прошлого года и полтора месяца текущего рассмотрели около 180 дел по долгам. Банки лихо заявляют на заемщиков, когда те по каким-либо причинам перестают платить, тем самым сначала навлекая на себя коллекторов, а после – судебных приставов.

Языком цифр

И если ранее, отмечают специалисты, заявления на своих клиентов подавали один-два банка, то сейчас проявляют активность все, в том числе иногородние, чьих филиалов в Орске даже нет.

– Наиболее популярные задолженности – в районе 50 тысяч рублей, – отмечает пресс-секретарь Советского суда Владимир Свобода. – Довольно много долгов по автокредитам. И как правило, автомобили, взятые в кредит, находятся в залоге, поэтому после суда заемщик лишается машины и остается порой должен банку. Самый большой кредит, дело по которому рассматривалось у нас, составлял 1 миллион 550 тысяч рублей.

В отделах судебных приставов тоже работы прибавилось. В 2013 году только в Октябрьском районе Орска было 2 тысячи 260 документов по взысканию кредитных задолженностей на общую сумму 355 миллионов рублей. В 2014 – уже 3 тысячи 823 документа на 708 миллионов. К концу года оставалось чуть более 1,8 тысячи исполнительных листов на 461 миллион. Неужели 319 было погашено?

– Увы, нет, – комментирует заместитель начальника ОСП Октябрьского района Наталья Ефимова. – Иногда с должников взыскивать нечего: работы нет, зарплаты нет – имущества тоже. Много неплательщиков появилось после закрытия никелькомбината, сказалось и сокращение на новотроицкой «Уральской стали».

Мебель с довеском

Уже в прошлом году отмечался рост просроченных задолженностей по потребительскому кредитованию. Однако в некоторых банках пересмотрели подходы к работе со своими клиентами и роста не отмечают.

– Ситуация с долгами в банке не ухудшается, – поясняет начальник операционного офиса «Орский» Уральского банка реконструкции и развития Дмитрий Стерелюхин. – По сравнению с началом 2014 года она улучшилась, так как новые требования к заемщикам помогли существенно улучшить качество кредитного портфеля. В некоторых сегментах мы даже наблюдаем снижение просроченной задолженности.

Этих принципов придерживаются и в Сбербанке.

– Мы всегда идем навстречу своим клиентам, которые попадают в трудные жизненные ситуации, – отмечают специалисты оренбургского отделения Поволжского банка ОАО «Сбербанк России». – Существует несколько вариантов урегулирования потенциально проблемной задолженности. Причем, в каждом случае применяются конкретные условия, с учетом особенностей ситуации и финансовых возможностей клиента.

К сожалению, лояльность по отношению к своим заемщикам проявляют не все банки.

К примеру, Лилия В., будучи сотрудником одной из солидных орских фирм и получая ежемесячно зарплату 25-30 тысяч рублей, пару лет назад оформила кредит на мебель. Все бы ничего, да только компания, в которой работала Лиля, закрылась.

– Я осталась у разбитого корыта, хоть и с мебелью, – рассказывает девушка. – С учетом процентов, на взятые мною 70 тысяч рублей набежало сверху еще порядка 30. Устроиться на работу не могла, на руках маленький ребенок. Через некоторое время банк «продал» меня коллекторскому агентству.

Коллекторы сразу пошли в наступление. Атаковали звонками не только Лилю, но и ее родителей, семью сестры, подругу, соседей. Дело дошло до реальных угроз.

– Стало страшно жить, – говорит девушка. – Я боялась за маму, за сына. Даже в полицию пришлось обратиться. На днях состоялся суд, выплачивать долг предстоит постепенно. Радует то, что угрожать мне больше не будут.

Не опускать руки!

Банковская политика уже никого не удивляет. Людей заманивают лозунгами: «Бери сейчас – плати потом!», «Не откладывай мечту на завтра!». Банки стараются себя обезопасить хотя бы тем, что в кредит уже заложена разница между процентными ставками. И если не отдаст кредит одна часть заемщиков, то отдаст другая.

Долговую нагрузку на население повышает и микрофинансирование. Это так называемые кредиты от пяти до пятнадцати тысяч рублей, по которым может быть до 700 процентов годовых.

– В одном из городов России был случай, когда суд встал на сторону заемщика, который занял деньги у такой микрофинансовой компании, а ему насчитали в итоге порядка 168 процентов годовых, – рассказывает Владимир Свобода. – В Орске количество исков от таких организаций в последнее время значительно увеличилось, и было бы, наверное, неплохо использовать у нас опыт судей другого города.

Впрочем, смогут ли, а главное, захотят ли судьи вставать на сторону заемщика? По мнению антиколлектора Александра Щемерова, представители судебной инстанции всегда отдают приоритет именно кредиторам.

– Буквально вчера мы требовали от судей отказать в удовлетворении иска одной из микрофинансовых фирм, – рассказывает Александр Павлович. – Не добились ничего! Остались без ответа и требования антиколлекторского агентства в отношении проверки микрофинансовых организаций, которые «грязно» работают и скорее всего не платят налоги, наживаются на доверчивых орчанах. Последние не задумываются, что 1-2 процента в день – это совсем немало.