Участница «Большой оперы» Мария Буйносова: С удовольствием бы пела в Оренбурге чаще
В новом сезоне проекта «Большая опера» телеканала «Культура» участвует оренбурженка Мария Буйносова, солистка московского театра «Новая опера» и приглашённая артистка Большого театра. Журналист
RIA56 поговорил с певицей и узнал о её творческом пути в столице и съёмках музыкального конкурса.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ОРЕНБУРГА В МОСКВУ
— Ваша мама, Татьяна Буйносова, — солистка оренбургской филармонии. Это значит, что Вы с самого детства были обречены на занятия музыкой?
— Наверное, да (смеется). Уж на то, чтобы окончить музыкальную школу, точно. Большинство детей из музыкальных семей проходят через это.
Опера со мной с самого детства, потому что дома всегда звучала оперная музыка, а мама все время пела арии и романсы. И я очень благодарна ей за то, что мне с детства был открыт мир классической музыки, это предопределило мою судьбу.
— Вы окончили музыкальную школу, колледж, институт искусств. База, полученная в Оренбурге, оказалась достаточной, помогла в столичных театрах?
— Безусловно: это моя образовательная база, помогающая в работе. У меня были сильные учителя, наставники. Основной педагог – мама, а в институте я училась у Ольги Алексеевны Куценко. Именно в Оренбурге я выучила большую часть своего репертуара. Что касается моего дальнейшего образования – это стажировка в Центре оперного пения Галины Вишневской, где мне посчастливилось попасть в класс к народной артистке, солистке Большого театра, выдающейся певице Маквале Филимоновне Касрашвили. Перенимать опыт и знания у такого профессионала – это бесценно.
— Что побудило Вас переехать в Москву? В нашем городе стало слишком тесно?
— В Оренбурге есть филармония, театр музыкальной комедии, но, к сожалению, нет оперного театра. А так как это мечта любого исполнителя, занимающегося классическим пением, иного выхода, как уехать в столицу, просто не было. Конечно, пришлось преодолеть определенные трудности, но оно того стоило. Попадаешь в другой мир – столица есть столица. Сталкиваешься с новыми интересными людьми, классными музыкантами. Ты в истинной театральной атмосфере. Все это способствует личностному и профессиональному росту.
— Опыт – а вы несколько лет работали в оренбургской филармонии – наверное, тоже помог?
— Он всегда помогает. Работая в филармонии, я участвовала во многих концертах, и на момент переезда в Москву к сцене была привычна. Стажироваться мне было в удовольствие, потому что в Центре оперного пения прекрасные педагоги и концертмейстеры. Я окунулась в работу с дирижером, режиссером, в работу на сцене с оркестром, что позволило мне достаточно быстро начать петь заглавные партии. Это потрясающе.
— Слышала такую точку зрения: опера – это, прежде всего, наполнение, а уже позже техника. Вы считаете так же?
— Здесь можно поспорить, что первично. Внутреннее наполнение без технического оснащения – это непрофессионально. В этом и успех вокалиста, если в нем сочетаются техническая сторона и внутреннее содержание. Потому что, как говорила великая Галина Павловна Вишневская, все слышно на сцене: какие книги ты читаешь, с кем общаешься, чем живешь.
— А что «насыщает» вас?
— Сейчас у меня мало свободного времени. Приходится учить много музыкального материала. Но, несмотря на это, стараюсь ходить в оперные театры, слушать много музыки, читать, соприкасаться со всем тем, что может обогатить мое воображение, чтобы публике было интересно слушать.
— Оренбург, Москва, Санкт-Петербург, снова Москва – это поиск идеальной сцены, обстоятельства, или что-то еще?
— Наверное, это поиск комфорта во всем: и в театре, и в репертуаре, и даже в погоде. Думаю, что Петербург, где я работала прошлый сезон в Михайловском театре, по погодным условиям город для меня тяжеловатый. Сейчас я живу и работаю в Москве, чему я очень рада.
— В ваш репертуар входят…
— В театре «Новая опера» я пою Виолетту в «Травиате» Дж. Верди, сейчас готовлю Джульетту из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. В Большом театре я исполняю партию Марфы из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, пела ее буквально несколько дней назад. За прошлый сезон в Михайловском театре я исполнила 4 заглавных партии: Виолетту, Памину («Волшебная флейта» В.А. Моцарт), Недду («Паяцы» Р. Леонкавалло), Графиню («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарт). В Центре оперного пения за время стажировки я исполнила Гориславу («Руслан и Людмила» М. Глинка), Ксению («Борис Годунов» М. Мусоргский), Марфу («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе).
—
БОЛЬШАЯ ОПЕРА
— Как вы решились на участие в проекте?
— С удовольствием! Потому что, это хорошая возможность для певца: показать себя и попробовать силы. Рада, что все складывается так, как есть.
— Вам нравятся номера, которые вам ставят?
— В большей степени да. Дается четкая задача, а уж как ты ее выполнишь, зависит от тебя. Будет один выпуск с итальянской музыкой… Я, наверное, даже выложу пост по этому поводу, не то чтобы защищая себя – я была категорически не согласна с мнением некоторых членов жюри – а комментируя сложившуюся ситуацию. Так как это конкурс, конечно, предполагаются и критика, и замечания, и подсказки. Были мнения жюри, к которым я непременно прислушаюсь, потому что понимаю, что это действительно верно. Было то, с чем я была и буду не согласна.
— Некоторые зрители, по крайней мере, в социальных сетях, жалуются на новый сезон «Большой оперы». Мол, стало больше шоу, а не искусства. Как вы считаете, проект преломляет оперу?
— Всегда находятся люди, которые ругают. Не все до конца понимают, что участники проекта находятся в непривычных условиях. Практически каждый участник этого сезона – солист оперного театра, привыкший работать в акустических залах. А здесь – пение с микрофоном в съемочном павильоне – это довольно трудно. Но мы очень стараемся и не несем задачи преломить понимание оперы, наоборот, мы рады, что с помощью этого телепроекта происходит популяризация оперы. Многие люди, никогда не бывавшие в театре, включив телеканал «Культура», подумают, какие голоса, какая музыка! Может быть с этого и начнется их любовь к классической музыке. Так что, хочу обратиться к телезрителям: будьте к нам добрее! Наше отношение к опере — очень трепетное и бережное, так как мы понимаем, что занимаемся элитарным искусством.
— А вы смотрите выпуски с собой?
— У меня не всегда получается смотреть выпуски в эфирное время, но на следующий день я обязательно смотрю свое выступление в интернете и оцениваю его.
— И работа в театре, и проект «Большая опера» на канале «Культура» — с такой занятостью вы даете голосу отдохнуть?
— Отдыхаю редко, очень насыщенный график. С одной стороны, это хорошо, потому что ты востребован. С другой – голосу необходим отдых. Для меня это – сон и поменьше разговаривать! Певцы называют это «день тишины».
— Ко Дню матери вы выступали вместе с мамой в Оренбурге. Как вы как ощущаете её заботу на расстоянии?
— У нас с мамой прекрасные отношения, меня это очень радует. Она мой лучший друг, наставник критик, с ней я могу обсудить абсолютно все и получить мудрый совет.
— Кстати, чем отличается оренбургский зритель от столичного?
— Наверное, оренбургская публика одаривает тебя бОльшим теплом, так как относится к тебе как к родной. Хотя восторженно и доброжелательно принимает и московский зритель. К сожалению, в последнее время я редко выступаю в Оренбурге. С огромным удовольствием пела бы на родной сцене чаще.