Сергей Хомутов: Опасность. Возможность. И суд.

Кризис… Как тут не задуматься и о конкретном, и об общем. Начнем с общего, чтобы взглянуть на конкретное. Слово «кризис» калька с немецкого, куда оно, в свою очередь, попало из греческого. В нем оно означает «суд». Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов – «опасность» и «возможность». Запомним эти три ключевых определения в такой последовательности – опасность, возможность и суд.

Кризис представляет опасность для всех. Есть две группы возможностей для личного преодоления этой опасности. Одна – сократить расходы и искать возможности для дополнительного заработка. Вторая поживиться за счет других…

С началом великого поста у православных перед одним из магазинов «Магнит» появилась молодая женщина с коробкой для сбора пожертвований, на которой наклеена фотография ребенка. В общем, «подайте, кто сколько может на лечение». У меня грешного есть верный способ проверки честности таких сборов. Я подхожу к просящему, представляюсь  и предлагаю свою помощь для связи с соответствующими фондами,  лечебными учреждениями и средствами массовой информации для решения проблемы. Оставляю свой номер телефона. И что? Да ничего. Ни в этом случае, ни в других подобных…

По определению христиане не могут осуждать людей, но вправе осуждать их поступки. Мне кажется, что выход на улицу за милостыней  — шаг отчаянный и последний. Если же тебе предлагают конкретную помощь, ты должен вцепиться в эту возможность, а не игнорировать ее. А что же проходящие мимо люди? Подают. Вяло и немногие, но все же подают.

Зададимся вопросом почему? Очень точный ответ я нашел в романе Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»: «…Есть два  рода  сострадания.  Одно  —  малодушное  и сентиментальное,  оно,  в  сущности,  не  что  иное,   как нетерпение  сердца,  спешащего  поскорее   избавиться   от тягостного ощущения при  виде  чужого  несчастья;  это  не сострадание, а лишь инстинктивное  желание  оградить  свой  покой от страданий ближнего. Но есть и другое  сострадание — истинное, которое требует действий,  а  не  сантиментов,  оно знает,  чего  хочет,  и  полно  решимости,  страдая  и сострадая, сделать все, что в человеческих  силах  и  даже свыше их».

Лучше не скажешь и вам самим выбирать тот путь сострадания, которым вы хотите идти. Так же, как и выбор для решения своих проблем: или усилено трудиться или обогащаться за чужой счет. Все эти повышения цен, задержка, а то и не выплата зарплат и пособий, конечно, могут иметь объективные причины. Но сдается мне, что чаще всего в их основе лежит личная корысть. Объяснение такому распространённому поведению тоже лежит на поверхности. Вспомните Достоевского, который вложил замечательную фразу в уста Ивана Карамазова  «если Бога нет, то все дозволено».

Это не призыв к поголовному исповедованию религии. Это лишь напоминание, что в своих поступках человек должен руководствоваться высшими нравственными ценностями. Тем, что называется «совесть», мощь и всеобщность которой не отрицают даже атеисты.

А что же греческое значение слова кризис. Суд уже идет, для кого-то божий, для кого-то людской. Дело не в формальном судопроизводстве, а в том, что жить с ощущением что, что ты обманул других, конечно, можно.

Но для нормального человека – трудно.