Орский вагонный завод: на каждого собственника — по проекту

В начале недели стало известно о том, что Орский вагонный завод в Оренбургской области может прекратить производство вагонов и попасть под программу перепрофилирования. При этом перепрофилирование — третий за несколько лет проект, радикально меняющий судьбу предприятия.

Орский вагонный завод был построен с нуля на месте бывшего завода цветных металлов. Проект реализовывала OVZ Holding AG, основным владельцем которой считается бизнесмен Олег Ковалев. Он хотел создать в Орске холдинг из вагонного и литейного предприятий и завода транспортного машиностроения. Общий размер инвестиций был заявлен на уровне 25,6 млрд. рублей, из которых 20,1 млрд руб. должны были составить кредиты. В итоге построен был только вагонный завод. Общий размер вложений в проект на середину 2012 года составил более 5,2 млрд руб., причем 4,6 млрд руб. предприятие должно ВЭБу. Потенциальная мощность завода — 8 тыс. деповских и 2 тыс. капитальных ремонтов в год. Параллельно он может собирать до 5 тыс. вагонов (полувагоны, платформы, думпкары). Потенциальная выручка предприятия — от 10 млрд до 12 млрд руб. в год. 

В 2013 году завод купил «Спецэнерготранс» Зияда Манасира.  Среди претендентов был «Уралвагонзавод», но его не устроили условия сделки и риски проекта. Последний отказался от идеи купить Орский завод в том числе из-за неопределенности с возможностью полной загрузки мощностей как по ремонту, так и по сборке. Однако реализовать заявленный ранее проект новому собственнику так и не удалось. Не был решен и вопрос по долгу ВЭБу, хотя долги по реструктуризации велись. У нового акционера почти сразу возникли трудности: в начале октября суд ввел внешнее управление на орском предприятии. Будущее завода, долг которого к  осени 2014 года составлял уже 5,3 млрд рублей, решится на переговорах областного правительства и ВЭБа, который является основным кредитором предприятия.

Сделка по продаже предприятия  «Рэйлтрансхолдингу» Сергея Шпака была закрыта в сентябре 2014 года, но физически передача акций сразу не произошла. В итоге «Спецэнерготрансу» не удалось договориться о реструктуризации кредита. Предприятие за год показало мощность в десять раз меньше заявленной. К началу декабря завершить сделку не удалось по той простой причине, что на предприятии по-прежнему работал внешний управляющий. А он имеет полномочия как акционера, так и исполнительного органа предприятия. Тогда представители «РэйлТрансХолдинга» вели переговоры с основным кредитором ОВЗ об условиях возможного мирового соглашения и входа на завод, потому что компании интересен данный актив. Решение по данной сделке пока так и не принято.

«Рэйлтрансхолдинг» готов инвестировать некую сумму в развитие ОВЗ, но компания рассчитывает и на заемные средства. Они планируют вывести предприятие на безубыточный уровень не раньше чем через год. В 2013 году убытки Орского вагонного завода составили 480,6 миллионов рублей.

Завод, несмотря на проблемы, продолжает свою работу. Решение о реструктуризации долга, окончательной продаже и возможной конверсии производства будет принято весной 2015 года.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Орский вагонный завод может прекратить выпускать вагоны

Из-за отсутствия крупных заказов вагонзавод сокращает штат