В войну «письма надежды» со всей страны приходили в Бугуруслан

Они читали письма, полные драматических подробностей, переживаний и, несмотря ни на что, надежды на лучшее. Эти истории могли стать сюжетами захватывающих книг и фильмов, бередящих душу стихов. Но этим людям было не до того. Здесь, в тылу, в Бугуруслане Оренбургской области, для них пролегала передовая, здесь был их фронт.

Группа сотрудников ЦСБ, 1944 год. Архивное фото

… Шла Великая Отечественная война. В тяжёлых кровопролитных боях советские войска отступали в глубь страны. Тысячи предприятий со своими коллективами перебазировались на Урал, в Сибирь, республики Средней Азии. Из-за опасности немецкой оккупации сотни тысяч советских граждан были эвакуированы на восток страны. В это же время миллионы добровольцев и мобилизованных воинов отправлялись в действующую армию. На огромной территории шли боевые действия.

В этой очень сложной обстановке многие неизбежно теряли связь с родными и близкими. Им требовалась помощь государства. В составе паспортного отдела Главного управления милиции НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро [ЦСБ], которое разместили в Бугуруслане тогдашней Чкаловской области. Об этом сообщило Всесоюзное радио, написали центральные газеты. В публикациях назывался адрес ЦСБ: гор. Бугуруслан, ул. Комсомольская, 6. Там, а также в здании на углу улиц Московская и Коммунистическая, размещалась главная картотека бюро.

В те годы в любом почтовом отделении нашей страны не задавали вопроса о местонахождении Бугуруслана. Не было ни одного почтамта, телеграфа, отделения связи, откуда бы ни шли письма с просьбой помочь. Люди, потерявшие на суровых дорогах войны близких, надеялись узнать о них хоть что-нибудь. И тонкая ниточка надежды вела в Бугуруслан.

Дом, где находилась главная картотека ЦСБ [угол ул. Московская и Коммунистическая]

Огромную напряжённую работу вёл коллектив ЦСБ. Количество писем изо всех уголков Советского Союза и из-за рубежа росло с каждым днём и доходило до 20 тысяч в день! Штат был увеличен до 500 человек — самая крупная организация Бугуруслана той поры. Ей было предоставлено дополнительное помещение бывшего нефтяного техникума на углу улиц имени Фрунзе и Революционнная.

Основная тяжесть работы лежала на хрупких женских плечах. В бюро работали всего трое мужчин… Один из них — начальник, полковник милиции Сергей Иванович Аксёнов.

В бюро была почти военная дисциплина. Сотрудники знали, что за каждым запросом, за каждым письмом стоят горе, боль и — надежда людей, разлучённых войной. Работали по 12, 14, а то и 16 часов.

Осенью 1984 года, в преддверии 40-летия Великой Победы, в редакции «Бугурусланской правды» прошел «круглый стол» с женщинами, работавшими в ЦСБ. Вот о чём они тогда рассказали.

Т. М. Тютерева [Бородёнкова], секретарь-машинистка ЦСБ:

— Работать в бюро мы пришли со школьной скамьи. Молодые, лет по 16-17 нам было. Работали в две смены, без выходных дней, отпусков. Каждый из нас понимал, что от нашей добросовестной работы зависело настроение солдата на передовой, быть может, идущего в свой последний бой. Писем приходило очень много — привозили несколько мешков в день. Но пока все не вскроем, не обработаем — домой не уходили. Мы хорошо понимали, с каким нетерпением, надеждой ждут наших ответов. Горжусь, что работала в этом коллективе, получила хорошую трудовую закалку. Основным правилом для нас было — ответственно подходить к порученному делу.

Сотрудницы ЦСБ, 1947 год

— Мне недолго пришлось работать в отделе обработки ЦСБ, — говорит А. Г. Бадретдинова. — Одновременно я посещала курсы санинструкторов. В марте 1942 года добровольно ушла на фронт. Боевое крещение получила под Тулой, в Ясной Поляне. День Победы встретила в Праге. И где бы ни находилась — на выполнении боевого задания или в короткие минуты отдыха, всегда с теплотой и благодарностью вспоминала тех, с кем работала. С ними была связана узами беззаветной и преданной дружбы.

Н. Н. Кириллова была самой взрослой в коллективе. У неё большая семья, дети — приходилось ещё труднее. Но и в этих условиях она опекала девушек, помогала им словом и делом, была для них как мать. Надежда Николаевна с благодарностью вспоминает, как начальник ЦСБ С. И. Аксёнов помог её семье выжить.

— Сергей Иванович — строгий человек, во всём любил порядок и дисциплину. А к людям — отзывчивый, внимательный, — говорит она. — Кроме того, что работали в бюро, мы собирали посылки на фронт, шефствовали над ранеными, участвовали в художественной самодеятельности, были агитаторами…

Да, на всё им хватало времени. И, казалось, сутки удлинялись, вмещая в себя все дела и заботы.

Было что вспомнить К. А. Соколовой, Е. М. Михальченковой, А. З. Смехновой, Д З. Дисметовой. А сколько они получали писем со словами благодарности от тех, кому помогли найти семью, родных и близких!

— Мне припоминается случай, — рассказывала А. З. Смехнова, — когда одна из наших сотрудниц помогла фронтовику найти ребёнка [жена у него погибла]. И такое, видно, тёплое письмо ему написала, что он ответил. Завязалась переписка. Затем они создали семью.

К каждому письму нужно было относиться внимательно. О допущенном браке в работе не могло быть и речи. Никто не хотел, чтобы в его адрес были сказаны слова: «Допустила брак — помогла врагу». Тогда именно так определяли недоработки и упущения.

С особым уважением и благодарностью все участницы беседы вспоминали своего руководителя Сергея ивановича Аксёнова. Как он попал в Бугуруслан? Вот что удалось узнать.

Сергей Иванович Аксёнов

Родился Сергей Иванович 7 октября 1896 года. Участник Первой мировой войны. В 1918 году добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Принимал участие в боевых действиях. После перенесённых тяжёлых заболеваний был переведён в органы милиции. По окончании учёбы в Центральной высшей школе рабоче-крестьянской милиции занимал руководящие должности в Ивановской области.

Окончил заочный факультет Военно-политической академии имени В. И. Ленина. В 1940 году стал заместителем начальника латышской милиции. В январе 1941 года перенёс тяжёлую операцию [следствие ранения], затем ещё одну — за месяц до начала войны ему ампутировали ногу. 20 июня родственники привезли его в Ригу, а через два дня началась война. Эвакуация — Москва, Казань, Чкалов, Бугуруслан… Здесь ему предложили возглавить Центральное справочное бюро.

На этом ответственном посту Сергей Иванович находился до 1945 года. Будучи тяжело больным, уехал в Москву. В декабре 1951 года он умер. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

За годы войны тысячи благодарностей получили работники Центрального справочного бюро. Им писали воины Красной армии, нашедшие свои семьи; жители страны, воссоединившиеся с родными и близкими; дети, нашедшие своих родителей. Эти письма, написанные при свете коптилок в блиндажах, в глухом таёжном селе или горном кишлаке, нельзя было читать без волнения. Вот некоторые из них.

Бумберг из Минска: «Сегодня я получила письмо от дочери Майи, которая разыскана благодаря вашей помощи. Можете себе представить, сколько у меня было радости, сколько было пролито счастливых слёз!

Не знаю, чем и как благодарить нашу партию, правительство за спасение наших детей от немецкого рабства, верной смерти от руки извергов-фашистов! Как благодарить вас, разыскавших и вернувших мне дочь, единственную оставшуюся в живых от всей семьи. Не хватает слов, чтобы высказать радость. Спасибо вам сердечное!»

«Дорогие мои! Сегодня после жаркого боя мне в траншею принесли ваше извещение №250/220 о местонахождении сестры. После трёх с половиной лет разлуки я вновь обрёл родных. Нельзя описать моей радости! Сегодня не ноют старые раны, я забыл о перенесённых лишениях. Наутро снова в бой, будем громить врага до окончательной победы, за счастье русского народа. С гвардейским приветом Кататянский».

В семье известного советского писателя Василия Гроссмана — автора знаменитого романа «Жизнь и судьба» — хранится письмо из Бугуруслана: «На Ваш запрос Центральное справочное бюро сообщает, что сведения о местонахождении гр. Гроссман Екатерины Савельевны ещё не получены. Ваш запрос принят нами на контроль и по получении сведений адрес ра-зыскиваемых Вами лиц сообщим дополнительно. В случае изменения Вашего адреса просим нас уведомить. При переписке с нами обязательно ссылайтесь на наше письмо №Г-017597. 7.04.1942 г.»

Бугурусланцы искали мать писателя, запросы шли во все концы страны. Но только после освобождения Украины стало известно о её трагической судьбе. Не успев эвакуироваться, Екатерина Савельевна была схвачена фашистами и расстреляна вместе с тысячами других советских людей в Бердичеве в сентябре 1941 года…

Карточка запроса

«Дорогие товарищи! — писал боец А. Марченко. — Ваш ответ получил в своей фронтовой землянке. Невзирая на то, что сейчас третий час ночи, решил черкнуть вам, поблагодарить за помощь в розыске моей семьи».

Вот письмо фронтовиков — братьев Вулихштейн:

«В феврале 1945 года вы сообщили, что наша мать, эвакуировавшаяся из Бендер, проживает в Джалал-Абадской области. Долго и терпеливо мы ожидали ответа на письмо, посланное по адресу, сообщённому вами. Наконец сегодня, после четырёхлетней разлуки, мы получили письмо от старушки! Она жива и здорова. Одновременно мать сообщила нам местонахождение других близких родственников.

Дорогие товарищи! Можно ли на листе бумаги передать ту радость, которую мы переживаем! Безгранична наша благодарность вам.

Ежегодно 16 мая я и мой брат решили отмечать этот день, как день радости, и одну чарку выпивать за ваше здоровье. С приветом ваши друзья — красноармейцы Вулихштейн».

Полевая почта №68589. Пионерка детского дома Челябинской области Дуся Попова сердечно благодарит работников ЦСБ за оказанную ей большую помощь. «Я 4 года не знала, где находятся мои родные. В начале 1945 года обратилась за помощью к вам. Вы чутко отнеслись к просьбе и помогли мне отыскать сестру. Вчера я получила от неё письмо».

Сотрудницы бюро, полуголодные, не уходили домой, не обработав последнее письмо из пришедших за день. Работа велась круглосуточно, в две смены.

…Летом 2012 года ко мне обратились В. С. Рябов и В. В. Шабрин, руководители Оренбургского землячества в Москве. Они сообщили, что готовят книгу «Чкаловцы в дни суровых испытаний и великих свершений» к 75-летию Чкаловской области. Имя прославленного лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова наша область носила с декабря 1938 по декабрь 1957 года. [Он погиб, как и Юрий Гагарин, в 34 года в декабре 1938 года]. Московские оренбуржцы просили помочь с подготовкой главы о работе Центрального справочного бюро в Бугуруслане. Книга-альбом вышла в свет в прошлом году в издательстве «Димур» — с богатым фактическим материалом, хорошо оформленная.

Глава о ЦСБ называется «Чкаловская область. Город Бугуруслан — город надежды». Москвичи поработали в архивах и смогли найти новые, очень важные цифры. Привожу цитату из книги: «В опубликованных статьях, воспоминаниях цифры, характеризующие работу, выполненную в годы войны коллективом ЦСБ, приводились с оговорками «около»«более» и т. д. Авторы книги получили возможность опубликовать точные сведения о деятельности коллектива ЦСБ в городе Бугуруслане: за весь период работы Центрального справочного бюро поступило шесть миллионов пятьсот семьдесят две тысячи сто пятнадцать запросов о розыске семнадцати миллионов ста сорока четырёх тысяч шестисот двадцати пяти человек. Установлены места нахождения трёх миллионов восьмидесяти двух тысяч сорока семи человек. [Государственный архив Российской Федерации, ф. Р-94-15СЧ, оп. 3С, д. 32А, с. 95-97]».

После Победы отделы ЦСБ постепенно стали переводить в Москву. На 1 января 1946 года справочная картотека ЦСБ эвакуированных граждан состояла из 4 миллионов 262 тысяч 87 учётных карточек на 6 миллионов 459 тысяч 25 человек. За предшествующий 1945 год было исполнено 130 037 запросов на эвакуированных граждан, по которым разыскивалось 276 557 человек. Из поступивших запросов установлены места нахождения 79 347 человек.

Работа в ЦСБ стала хорошей жизненной школой для сотрудников. Большинство из них были эвакуированными и после войны уехали в родные места. А у многих бугурусланских в трудовых книжках только две записи — работа в бюро и в другом месте до ухода на пенсию.

После работы в ЦСБ А. З. Смехнова 32 года проработала в «Сельхозтехнике», 26 лет работала в горторге бухгалтером А. Г. Бадретдинова, 31 год отдала работе в горводоканале К. А. Соколова. Большой учительский стаж у Д. З. Дисметовой, у М. В. Кушниковой — 40 лет. Свыше 20 лет проработала в библиотеке Т. М. Тютерева.

Нельзя не сказать о том, что в эти дни 69-ю годовщину Победы встречают участницы Великой Отечественной войны Анна Григорьевна Бадретдинова и Мария Васильевна Кушникова, до ухода на фронт работавшие в ЦСБ. 

После войны ЦСБ было расформировано. Дольше всех, до 1948 года, в Бугуруслане продолжало работать Детское бюро справок. Устанавливались места нахождения детей, потерявших связь с родителями. Только в победном 1945-м сюда поступило 108 тысяч 300 учётных карточек на детей. И спустя два года, на 1 января 1947 года, картотека насчитывала 684 тысячи 248 учётных карточек на детей, потерявших родителей. Это ещё одна большая трагедия войны.

Памятная доска на доме, где находилась главная картотека ЦСБ

… В 1987 году мне довелось принимать участие в съёмках передачи «От всей души» в Оренбурге, которую вела популярная телеведущая, народная артистка СССР Валентина Леонтьева. В ней был сюжет о работе ЦСБ. Приехали бывшие сотрудницы: Наталья Ивановна Герасимова и Клавдия Сергеевна Алексеева-Иванова — из Москвы, Евдокия Даниловна Фадеева-Носкова — из Куйбышева, Варвара Николаевна Казакова — из Оренбурга, Лидия Закиевна Субханкулова, Анна Григорьевна Бадретдинова, Тамара Михайловна Тютерева — из Бугуруслана. Зал восторженно приветствовал женщин, которые в тяжёлые военные годы, находясь в тылу, вели бой на своей передовой за Великую Победу.

Передачу «От всей души» любили и смотрела во всех уголках СССР. И неожиданный резонанс — после эфира в Бугуруслан пошли десятки писем с просьбой… помочь найти родных, которых потеряли в военные годы и не смогли найти! Их приносили и нам в редакцию. Вот одно из писем: «Посмотрел передачу «От всей души» и решил написать. Я один из тех, кто не помнит ни родных, ни фамилии, ни имени. Но остался в памяти детский дом где-то в Средней Азии [было мне в ту пору 5-6 лет], потом детдом в селе Сары-Агач Южно-Казахстанской области. Затем нас, ребятишек, отвезли в село Тоболино. Сначала мы жили в общежитии, а потом нас разобрали жители. Меня взяла Цайзер Елена Андреевна. Учился в семилетке. Окончил годичное училище трактористов, в армии служил на Украине. Не знаю, в какой день родился. Сам решил отмечать 9 мая… У меня растёт сын, он носит мою фамилию, которая неизвестно откуда взялась. Так хочется узнать свою родословную». Г. М. Махмудов, г. Кострома.

Такое вот долгое эхо войны. Начинает отсчёт 70-й год Победы в Великой Отечественной войне. Многое делается и будет сделано за этот юбилейный год для увековечения памяти героев войны. Сотрудницы Центрального справочного бюро помогли установить места нахождения более трёх миллионов советских граждан и более 20 тысяч детей. Самоотверженная работа, имевшая колоссальное значение для огромной страны — Союза Советских Социалистических Республик, — безусловно достойна памятника Надежды. Этот вопрос давно обсуждается общественностью и в органах власти нашего города. Было бы замечательно, если через год, к 70-летию Великой Победы, мемориальный комплекс на берегу Кинеля пополнился памятным знаком в честь работы ЦСБ.

Каким он будет, этот памятник, дело специалистов. Но, думаю, обязательно должно найтись место письму — символу связи фронта и тыла, символу надежды, которая приближала Победу в Великой Отечественной войне.