Оренбургский школьник изучает акул, обитавших в регионе 70 миллионов лет назад

Многие из нынешних старшеклассников большую часть свободного времени проводят, уткнувшись в компьютеры и гаджеты. Нашему сегодняшнему гостю больше по душе изучение реального мира. Возможностями Интернета он не пренебрегает, но общению в социальных сетях предпочитает выезды на раскопки. Воспитанник гимназии №2 из Орска Оренбургской области Кирилл Дубинин уже три года занимается в Клубе юных геологов, а недавно вернулся с бронзовой медалью с Международной олимпиады наук о Земле.

Этой осенью участников состязаний принимала солнечная Испания. Попасть на международное соревнование орчанин смог, преодолев всероссийские отборочные испытания. Нашу страну представляли четверо ребят. 

– Мы жили в замке на берегу океана, – рассказывает Кирилл. – Во время практических испытаний бегали по станциям и описывали горные породы, структуры. Теоретическая часть олимпиады затрагивала астрономию, метеорологию, океанологию и геологию. Было интересно проверить собственные силы. Я познакомился с ребятами из разных стран, и, несмотря на языковой барьер, на второй день мы уже все вместе гоняли в футбол, а с ребятами из Таиланда пели друг другу народные песни.

Как признается Кирилл, геологией его увлек старший брат, поступивший на геофак МГУ. В Клубе юных геологов мальчик нашел много друзей, он с удовольствием выезжает в интересные уголки родного края, комфортно чувствует себя в условиях дикой природы. 

Уже два года школьник занимается изучением акул, обитавших в нашей местности во времена верхнемелового периода, 70 миллионов лет назад.

Первый зуб древней акулы попал в Клуб юных геологов случайно. Сюда его принес один из рабочих карьера, расположенного в Гайском районе, с просьбой оценить стоимость. Большой коммерческой ценности находка не представляла, в отличие от исторической. Позже выяснилось, что таких зубов в карьере немало. Договоренность с руководством предприятия позволила членам клуба попасть на территорию разработок и собрать окаменелости. Кроме зубов, нашлись крупные позвонки и плавники плезиозавров. Часть из них была отправлена в Санкт-Петербургский госуниверситет и Зоологический институт РАН. Находка орских геологов подтвердила существование на территории Оренбуржья древнего океана Тетис, простиравшегося от современного Средиземного моря до Индостана.

Руководитель клуба Галина Сопоцько предложила Кириллу серьезно заняться изучением акульих зубов.

– В первый год, когда начинали работать, у нас практически не было никакой литературы, – говорит юноша. – Потом в Интернете случайно наткнулся на книгу, датированную 1890-м годом, в которой все было подробно описано. По ней удалось определить 12 видов акул. Исследовательскую работу я защищал в Петербурге. Профессор Филипп Триколиди – один из главных специалистов, исследующих акул этого времени, – подтвердил точность определения по 6 видам, а еще по 6 внес некоторые корректировки, порекомендовал литературу.

Сегодня в домашней коллекции Кирилла порядка 1,5 тысячи самых разных зубов акул 16 видов.

– Акулы – уникальные рыбы, – уверен Дубинин. – Многие животные, жившие 70 миллионов лет назад, давно вымерли, а они до сих пор находятся на верхушке пищевой цепи.

Во второй работе Кирилл описывал уже не столько зубы, сколько разрезы почвы, в которых они встречаются. Промывание пластов и нахождение в них раковин позволило определить время обитания морских существ с точностью до 2 миллионов лет. 
Сегодня юные геологи со своими наставниками активно собирают останки плезиозавров. Педагог Анатолий Никифоров, пока мы разговариваем с Кириллом, отмывает отдельные позвонки, аккуратно счищая с окаменелостей все лишнее.

– Если раньше нам приходилось работать с пластами земли, по которым уже прошел экскаватор, – поясняет Анатолий Васильевич, – то сейчас есть возможность вытаскивать целые фрагменты скелета. 

Он демонстрирует собранный ласт одного из животных и отмечает:

– Пока погода позволяет, будем вести раскопки.

По словам Никифорова, Клуб юных геологов имеет все шансы получить грант на производство этих работ в размере 150 тысяч рублей.

– Когда закончим, будет палеонтологический памятник природы. Пока у нас есть только фрагмент скелета плезиозавра, но, возможно, удастся собрать его целиком, – говорит Никифоров.– Хочется сохранить историю для будущих поколений, и у нас есть такая возможность. К сожалению, в России подобная работа практически не ведется.