Игорь Комиссарчик: Сборная жертв лимита
Главный тренер сборной России Леонид Слуцкий заявил о том, что команда бесславно покинула турнир и подал в отставку. Откровенность главного тренера и безликая игра сборной — это совсем не то, чего ждали болельщики. Однако поражения от Словакии и Уэльса – не локальная неудача. Провал на третьем крупном турнире подряд скорее говорит о системных ошибках в российском футболе.
Да, мы никогда не были великими. Сборная СССР иногда добивалась прекрасных результатов на международной арене, брала главный европейский трофей и доходила до финалов. Россия попадала далеко не на каждый турнир: в 1994, 1996, 2002, 2004, 2012, 2014, и теперь и в 2016 году сборная не выходила из группы. Исключение – бронза 2008 года. Увы, блестящий результат команды Хиддинка был похоронен в Мариборе, а развить его не смогли ни Дик Адвокаат, ни Фабио Капелло, ни Леонид Слуцкий.
Сборная России в своей нынешней формации существует с 2014 года. В ней нет Аршавина, Кержакова, Павлюченко и многих других игроков «бронзового» поколения, выстреливших не только на Евро-2008, но и неплохо поигравших в Европе. На последних двух турнирах в сборной теоретически мог быть только один легионер – воспитанник мадридского «Реала» Денис Черышев (правда, перед Евро-2008 натурализовался игрок «Шальке» Нойштедтер, однако отнести его к легионерам пока трудно). Главное определение для этой команды – безликая. Здесь нет звезд ни мирового, ни европейского, ни локального уровня. Да, Черышев – один из лидеров «Вильяреалла» и «Валенсии», но в Бразилии он почти не играл, а во Францию не поехал из-за травмы. Все остальные игроки практически всю карьеру провели в России (за исключением Смолова и Жиркова, которого во Францию также не взяли). Сборная варится в собственном соку, выдавая игроков для «внутреннего потребления».
Безликая игра, отсутствие лидеров, слабая конкуренция, команда без легионеров – все это следствие системных ошибок в российском футболе. В 2007-2009 году сюда пришли по-настоящему большие деньги. Это привело к ослаблению контроля за академиями и молодыми воспитанниками. У России за это время появилось три молодых «звездочки» — Дзагоев, Шатов и Смольников – увы, двое последних не смогли показать себя во всей красе на Евро. Когда ручеек кандидатов в сборную начал иссякать, лимит на легионеров начал ужесточаться, однако происходило это глупо и бездумно. Вместо ограничения числа иностранцев в заявке мы получили лимит на поле. Молодые (да и не только молодые) россияне перестали конкурировать с легионерами за место на поле – у каждой команды есть «русские» и «нерусские» позиции. Отсюда – беда с защитниками. Отсюда – беда в опорной зоне. Оказалось, что альтернатив травмированным Дзагоеву и Денисову практически нет.
Санкции и падение курса рубля серьезно подорвали благосостояние российских клубов. Денег нет, но как-то держатся, и настроение хорошее: за русский паспорт по-прежнему полагается большая зарплата, в Европу никто не уезжает – зачем, когда все то же самое есть и здесь. Легионеры даже не самого высокого уровня ехать в Россию не хотят: уровень чемпионата упал. 80% клубов принадлежат госструктурам и регионам – чего стоит пример «Газовика», который выйдя в Премьер-лигу превратился из частного клуба в государственный и стал «Оренбургом».
Чемпионат для внутреннего потребления, кипение в собственном соусе, деньги, плохой менеджмент, и, как следствие – безликая сборная. Десятки и сотни раз примененный метод поступательного развития, внедрения системного подхода (чего стоит исландское чудо – посмотрите, как эти парни играют на Евро, а ведь 15 лет назад они считались «карликами») – это все не для нас, у нас свой, особый путь. Министр Мутко и глава «Газпрома» Алексей Миллер могут еще сильнее ужесточить лимит, натурализовать еще пару средних игроков из Европы и пару вратарей, включать гимн России не только перед каждым матчем, но и в перерыве. При отсутствии системы развития футбола России не поможет ничего.
В первую очередь это не надо самим игрокам. Да, мы иногда вспоминаем о том, что примерно 10 двадцатилетних игроков уехали стажироваться в европейские клубы, играя на правах аренды в высших лигах Чехии, Сербии и Польши, либо вторых дивизионах Франции и Португалии. Увы, большинство этих парней скоро вернутся в Россию и опять погрязнут в нашем чемпионате. Второй раз уезжать в Европу захотят навряд ли – здесь на иномарку и квартиру накопить гораздо проще. Российские клубы не умеют тратить деньги, не могут мотивировать игроков, не умеют вырабатывать стратегию развития. Исключение – частные клубы вроде ЦСКА и Краснодара. Или, например, «Газовика» (Газпром – Газпромом, но мы были частным клубом). В такой ситуации сильной сборной быть не может. Ей просто неоткуда появиться. Вместо холодной и бодрящей окрошки из вкусных и необычных ингридиентов мы получаем унылый макаронный бульон.
В этих унылых условиях мы подходим к домашнему Чемпионату мира. У сборной России больше не будет официальных матчей – только товарищеские. У сборной, скорее всего, нет тренера, нет звезд (пока нет, это – последний шанс Черышева, Дзагоева и Шатова), а перспективных молодых игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Жизнь болельщика сборной России – боль, и никуда от этого не уйти. Наши ожидания – это по-прежнему наши проблемы, впрочем, больших ожиданий перед этим турниром ни у кого как раз и не было.