«Отечество нам Царское Село»
19 октября по традиции отмечается праздник выпускников Царскосельского лицея. Хотя исторически, в современной хронологии, это действо должно проходить 31 октября.
Не будем придираться, ведь самый знаменитый выпускник Александр Пушкин написал свое замечательное стихотворение, озаглавив его «19 октября 1825». Думается каждый выпускник советской или российской школы помнит оттуда хотя бы две строчки: первую — «Роняет лес багряный свой убор…» и начальную седьмой строфы — «Друзья мои, прекрасен наш союз!».
Хотя для меня, центральными являются другие строчки этого стихотворения:
«Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».
Первый выпуск этого абсолютно закрытого учебного заведения, где подростки жили, словно монахи, дал стране стольких замечательных людей, столько состоявшихся личностей, что диву даешься. Но самое главное – он дал образец удивительной, какой-то фантастической дружбы.
В советское время «мудрые» идеологи и цензоры основательно подчистили список из 29 выпускников и оставили для знакомства с лицеистами разве что книгу Юрия Тынянова «Кюхля». Книга, конечно замечательная, но характеры будущих государственных деятелей России, как бы это помягче выразится, основательно подкорректированы. Еще бы, ведь «солнце русской поэзии» по разумению марксистов-ленинистов не мог дружить с будущими царскими сатрапами, а мог только с будущими декабристами.
17 человек выбрали штатскую карьеру и практически все стали государственными служащими. В будущим один стал канцлером, двое – сенаторами, двое – статс-секретарями, один – губернатором, двое крупными чиновниками МИДа, двое дипломатами. Кроме этого среди них было три настоящих поэта, один художник, один композитор. Декабристами стали лишь двое.
12 человек выбрали военную карьеру. Двое дослужились до звания генерал-майоров, двое после выхода в отставку стали губернаторами, один предводителем дворянства. К сожалению несколько человек умерли в раннем возрасте или погибли на полях сражений.
Всю свою жизнь они дружили, не чураясь, навещали друг друга, и не было между ними чинов и званий. И даже детские обиды и лицеистские прозвища вспоминались с юмором или теплою печалью.
Первые выпускники сами установили дату праздника и поклялись, что в этот день, по возможности, будут собираться все вместе или хотя бы отмечать его, т.н. «лицейским обедом».
Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков, последний канцлер Российской империи и самый старый из всех лицеистов первого выпуска, в 1882 году, за четыре месяца до смерти, в возрасте 84 лет устроил последний такой обед: он сидел в одиночестве за столом с 28 ушедшими друзьями и пустыми стульями. Вспоминал ли он последнюю строфу пушкинского «19 октября», провидчески написанного о нем?
«Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот».
Думается, что – да!