Страссбургский суд начал рассматривать жалобу оренбуржца на пытки в полиции
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу жителя Оренбурга Александра Ждана, касающуюся пыток в милиции и неэффективного расследования на национальном уровне.
Как сообщает оренбургское отделение МРОО «Комитет против пыток», по жалобе оренбуржца европейские судьи задали российским властям ряд вопросов, в частности, подвергся ли заявитель пыткам в нарушение статьи 3 Европейской конвенции, а также было ли расследование, проведенное по его заявлению, эффективным. В течение ближайшего времени Российская Федерация должна направить в Страсбургский суд свои комментарии по делу.
В июле 2009 года в «Комитет против пыток» за юридической помощью обратился Александр Ждан. Он рассказал правозащитникам, что 22 января 2009 года, будучи свидетелем по уголовному делу, был задержан сотрудниками милиции, доставлен в отдел и подвергнут изощрённым пыткам электрическим током. В результате истязаний у мужчины случился инсульт, и сами милиционеры были вынуждены отвезти его в больницу. До посещения отдела полиции Александр Ждан не имел проблем со здоровьем, сейчас он инвалид второй группы. В ходе медицинской реабилитации, организованной общественной организацией, врачи сумели полностью восстановить его речь, но правая рука, и частично нога Александра навсегда останутся парализованными.
Тогда же, в 2009, оренбуржец обратился в Следственный комитет за защитой. В течение пяти лет мужчина совместно с правозащитниками добивались возбуждения уголовного дела. За это время ими были поданы десятки различных жалоб в Следственный комитет, прокуратуру и суд. Юристы «Комитета против пыток» обжаловали не менее десяти незаконных постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Дважды суд удовлетворял иски о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников Следственного комитета. Однако дело с «мёртвой точки» не двигалось, и доследственная проверка вместо положенных по закону 3-х суток растянулась на годы.
В 2013 году в судебном заседании при активном участии прокурора было установлено, что ни одно решений суда (а всего их было три), вынесенных в отношении следственных органов, не было исполнено.
В ходе очередного заседания, состоявшегося 21 марта 2014 года, стало известно, что следователи возбудили уголовное дело по признакам статье «превышение должностных полномочий с применением насилия».
— До истечения предельных сроков предварительного расследования осталось менее трех месяцев. Я думаю, нашим следственным органам надо очень постараться, чтобы спустя шесть лет собрать достаточный объём доказательств для передачи уголовного дела для утверждения обвинительного заключения в прокуратуру, а в последующем – в суд, — говорит юрист оренбургского отделения МРОО «Комитет против пыток» Дмитрий Димитриев.
— В данном деле очень крепкая доказательственная база как по нарушению статьи 3 Европейской конвенции в материальном смысле (факт применения пыток), так и в процессуальном (неэффективное расследование). Мы ожидаем, что Европейский Суд констатирует именно применение пытки, а не иных видов жестокого обращения, что скажется на размере справедливой компенсации для заявителя, – подчеркивает консультант Комитета против пыток по международному праву Екатерина Ванслова.