Андрис Лиепа: Как воспитывать детей, если в театрах не идёт «Щелкунчик» или «Евгений Онегин»?
Завершающим аккордом, пожалуй, важнейшего классического события в культурной жизни Оренбурга – фестиваля Мстислава Ростроповича – стала опера «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Вечное произведение зрителям представил режиссёр, народный артист России Андрис Лиепа. Он рассказал RIA56 об истории постановки и сочетании классики с современным прочтением.
Поставить «Евгения Онегина» артисту балета предложила Галина Павловна Вишневская. Эта опера проходила через жизнь великой певицы: в роли Татьяны Лариной она дебютировала в Большом театре – оркестром дирижировал Мстислав Ростропович – и завершала карьеру в Париже.
— Когда она попросила меня поставить спектакль, я понял: ей хотелось, чтобы в нём было всё, что она чувствует по отношению к этой замечательной опере. Музыкальная составляющая должна была совпасть и совпала с видением Мстислава Ростроповича, — признался режиссёр. – Этот спектакль стал подарком Галине Вишневской к юбилею. Она и Майя Плисецкая были для меня небожителями.
Андрис Лиепа считает, что в мире нет театров, которые не ставили бы «Евгения Онегина». Это – вечный хит.
— Мне трудно понять, как воспитывать детей, если в театрах не идёт «Щелкунчик» или «Евгений Онегин». Я не езжу в города, где нет оперы. — заключил артист. – Наша постановка выполнена в традиционном, классическом стиле, мы делали её чёрно-белой, практически монохромной. Так решила Вишневская. Поэтому «Онегин» гармонирует с любыми театрами. Мне приятно и важно, а в Оренбурге я впервые, что мы смогли представить спектакль в этом замечательном месте.
В постановке задействована молодёжь. Они не только поют и танцуют, но и ставят декорации, а в Центре оперного пения встречают зрителей в образе билетёров.
— Мне нравится работать с молодёжью, она активна. Их возраст сглаживает вокальные или артистические недочёты. А вот профессионализм нередко сопровождается заштампованностью. Труппа – это семья, которую создала Галина Вишневская. Её дочь, Ольга Ростропович, поддерживает традицию. Это важно.
А ведь «Евгений Онегин» Центра оперного пения Галины Вишневской стал ответом постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре. Певица не принимала нововведения, особенно, на такой сцене.
— Она не хотела смотреть, как в «Руслане и Людмиле» герои делают друг другу массаж. В Москве есть площадки, на которых можно воплощать любые эксперименты. — объясняет Лиепа. – Вот пришла женщина на спектакль, а Ларина всё время выпивает из графина. Спросит дочь или сын, что это, а мама и не сможет ответить. Когда вводишь ребёнка в мир искусства, хочешь показать, как нужно. А после пусть сам выбирает, что хочет. В нашем спектакле нет ничего, за что придётся краснеть.
В завершении беседы Андрис Лиепа напомнил, что 11 декабря – день памяти Вишневской. По словам режиссёра, когда певица ушла, все осознали, насколько она была важным человеком в жизни Москвы.
— Сегодня отец Георгия, служивший панихиду, сказал, что смерть – день рождения вечной жизни. Есть люди, о которых забывают на следующий день. А Вишневская… Воспитать детей так, чтобы они продолжили дело, а не кричали: «Я не буду этим заниматься!». Быть великой и прожить жизнь с другим великим человеком – это подвиг.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Опера «Евгений Онегин» закрыла фестиваль Мстислава Ростроповича в Оренбурге