Игорь Комиссарчик: 13 процентов бессилия
Выборы в Оренбургской области и, в частности, в Оренбурге, снова вызывают только недоумение. Еще полгода назад все, кажется, кричали о «волне протеста», «новой искренности» и череде молодых политиков, которые вот-вот сметут все на своем пути. Не череда. Не смели. Не протест. Явка в Оренбурге – опять ниже плинтуса. Да, далеко не все кандидаты прошли через кучу бюрократических и законодательных барьеров, но не прошли они их далеко не просто так. Говорить о «кровавой руке режима» и «беспощадном избиркоме» не приходится, поскольку проколы несостоявшихся кандидатов были очевидны.
Но кого сняли? Представителей все тех же парламентских партий. Где долгожданные прогрессивные и агрессивные? Их нет.
Они, может быть, есть в соцсетях. И, наверное, пару раз выступили на молодежных митингах. Вероятно, мы скоро увидим чей-нибудь подкаст в Youtube. Но реальная политика – не для них. Тишина даже в соцсетях. И это при том, что в Москве сразу несколько молодых безпартийных кандидатов рванули на муниципальные выборы – и, вы не поверите, часть из них победила.
Но это в Москве. Столица, где, очевидно, созрел запрос на омоложение политической элиты – пока пусть с низов, с муниципального уровня. Там явка тоже карликовая, но победа независимых кандидатов говорит о том, что за ними идет избиратель. Впрочем, кандидаты тоже не сидели сложа руки, агитация была активной. А в Оренбурге?
А в Оренбурге муниципальные выборы выиграли два молодых единоросса. Это тоже своего рода омоложение элит, но тут оно идет скорее сверху. Никто не спорит: и Сафиуллин, и Перелетов могут стать очень неплохими депутатами для своих округов. У них, по крайней мере, есть для этого финансовый ресурс. Но молодые лица в Горсовете – результат консенсуса элит и требование Кремля. «Снизу» до бюллетеня вновь не добрался ни один кандидат. Впрочем, их и не просили – ни власти, ни избиратели.
Запроса на смену элит или на политическую повестку в Оренбурге сегодня действительно нет. Это следует не только из списка кандидатов, но и из катастрофически низкой явки. Столичный избиратель хочет новых лиц и получает их. Оренбургский избиратель сидит дома и тоже получает новые лица – но те, которые видят элиты. Это не хорошо и не плохо. Это – объективная действительность.
Упомяну о еще одной тонкости. Мэрия с начала года заигрывает с так называемой общественной инициативой по вопросу ремонта дворов. Общероссийский народный фронт поднимает низовые инициативы по вопросам свалок и дорог. И определенные подвижки в этом направлении есть: властям удалось хотя бы выявить людей, с которыми можно вести диалог относительно бытовых вопросов. И если бы у «верхов» было желание – или у «низов» была инициатива – нашлись бы и кандидаты, и, может быть, хоть какая-то интрига.
Но пока что всех все устраивает. А потому – вот вам 13% явки, отсутствие реальной конкуренции и нулевая политическая повестка дня. Впереди нас ждет увлекательный сериал: оренбургские «молодые и перспективные» будут рассказывать как совсем скоро «они им покажут».