О «текучке» на рабочих местах
Ни для кого не секрет, что молодому специалисту, вопреки обещаниям вузов о «быстром и успешном» устройстве в хорошую организацию, сложно найти приличную работу по своей специальности. А уж тем более – в городах России за пределами МКАДа.
Конечно, по всей стране есть масса мест для продавцов-консультантов, менеджеров по продажам или работников общепита, но вряд ли это та работа, о которой мечтает молодежь, закончившая университет. А еще во многих анкетах на трудоустройство есть такой «краеугольный камень», как графа «наличие опыта работы». Ведь без опыта работы трудоустраивать не хотят, а не попав на место, нельзя получить опыт. Кому-то везет больше, и они устраиваются «по-знакомству», другие тихо сидят в дальнем углу какого-нибудь невзрачного офиса перед открытой соцсетью на экране монитора и получают свои окладные восемь тысяч рублей.
Но что делать тем, кто не хочет с этим мириться и хочет совершенствоваться как профессионал своего дела? Дела, которому обучался несколько лет в университете? Тем, кто хочет работать и зарабатывать, делать свое дело и преуспеть в нем? Нет, речь не пойдет о сказочном заработке на просторах интернета, казино и работе копирайтера.
Устроиться на работу [именно хорошую работу] без «знакомств» или диплома с отличием сложно. Есть высокий спрос на такие бюджетные профессии как врач, учитель и прочие, но размер заработной платы на этих специальностях мало кого привлекает, да и сама работа требует особого подхода: психологической выносливости, терпения или узкоспециализированного образования.
Есть, также силовые структуры, но там, понятное дело, дорога открыта узкому контингенту, для которого существуют особые требования. А потенциальные работодатели из небольших частных фирм еще и подливают масла в огонь – заявляя, что им требуется «специалист по охране труда», «маркетолог» или «юрист», а когда человек с подходящим образованием устраивается на работу – ему дают в руки телефон, базу «холодных» клиентов и поручают обзванивать их. Либо на предприятиях, если уж берут по специальности, то платят такую заработную плату, что молодежи, особенно приезжей, становится совсем туго. Они начинают проклинать свой вуз и весь рынок труда России. Стоит повторить, что речь по-прежнему идет о тех молодых специалистах, кто целенаправленно, а не ради «корочки», шел получать знания.
Есть и еще одна причина того, почему молодежь остается неудовлетворена своим трудом. Именно эту проблему хотелось бы затронуть отдельно. Многие нечистоплотные работодатели принимают выпускника вуза без опыта работы [а тот, естественно, и рад этому], перестраивает его под свои требования, платят скромно и внушают твердое убеждение, что «в других аналогичных местах – так вообще люди бесплатно работают!» В итоге, проигрывают все участники рынка труда:
— Молодые высококвалифицированные специалисты получают мало и уверены, что больше и не смогут зарабатывать;
— Добросовестные работодатели готовые платить хорошие деньги за качественную работу и нуждающиеся в качественных рабочих руках. Они ищут этих самых квалифицированных специалистов, но те их бояться и считают врагами, обирающими молодых специалистов;
— Компетентные органы биржи труда, у которых и без этого работы хоть отбавляй;
В выигрыше только те самые недобросовестные работодатели, запудривающие мозги своим сотрудникам. Скажем, компания, которая постоянно растет и развивается благодаря объему заказов, и работа в которой требует высокопрофессионального подхода, нуждается в новых силах, а аналогичная маленькая фирма такими специалистами обладает. И тогда хозяин маленькой фирмы, чтобы, удержать у себя специалистов, внушает им, что в крупной успешной компании присутствует сильная «текучка», к сотрудникам там относятся ужасно и платят мало. Хотя это не соответствует действительности.
Первое место работы – это как «первая любовь», с которой вы будете в дальнейшем сравнивать все последующие рабочие трудовые места. Часто, поработав у такого руководителя, люди остаются счастливы, сменив это место на другое.
И что делать в такой ситуации? Увы, конкретных рекомендаций нет. Люди узнают правду о том или ином работодателе от друзей, из СМИ и соцсетей. Тогда они бросают свое первое место работы и уходят в более успешную фирму, где в итоге получают профессиональное и материальное удовлетворение. Именно тогда они и осознают суть того, о чем говорю я в этой статье.
В заключение хотелось бы посоветовать молодым специалистам — искать, изучать, проверять слухи о том или ином потенциальном месте работы. Стоит усвоить, что для 9 из 10 работодателей вы — рабочая лошадка, которой они еще и вынуждены платить что-то. Чтобы не попасть на такого хитрого директора, необходимо внимательно изучить сайт потенциального работодателя [который у солидных организаций обязательно имеется] и посмотреть имеется ли на нем информация о сотрудниках. Обычно такую информацию размещают те фирмы, которые уверены, что их сотрудников работа устраивает. Следует поискать отзывы в интернете, а идеальный вариант – познакомиться лично с кем-то из сотрудников потенциального работодателя и расспросить его лично.
В условиях современного рынка труда молодым необходимо самостоятельно искать, изучать и совершенствоваться. Постепенно уходят те времена, когда вопрос об устройстве на работу решался по звонку знакомого или родственника.