Павел Рыков: Размышлизм о цене вдохновения
Как сказал А.С. Пушкин: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Он знал, о чём говорил. Потому что говорил о наболевшем. И если мы называем его Гением, это не означает, что и в деле торговли своими произведениями он был столь же гениален. Как известно, после смерти, последовавшей в результате ранения на дуэли, долги камер-юнкера и господина сочинителя, издателя и мелкопоместного дворянина Пушкина милостиво оплатил из собственных средств сам Государь Император, а долги эти были велики. На то он и Царь! Силу писательского слова Самодержец ценил высоко. Ничего для хорошего писателя не жалел. Порой, даже неприятельской пули.
Cовременные господа сочинители, сиречь оренбургские писатели, объединённые в целых два Союза, излишними доходами также не обременены. Впрочем, и не лишними также. Считается, что пишут они как бы в своё удовольствие, почти по Маяковскому: «Сидят папаши, каждый хитр./ Землю попашут, попишут стихи». Вообще-то есть достаточно суровые статьи гражданского Кодекса РФ, охраняющие Авторские Права и предполагающие примерное наказание за их попрание. И надо заметить эти статьи в некоторых случаях достаточно чётко соблюдаются. Например, В Оренбургском Хоре, Областном Драматическом театре, театре им. Файзи. Недавно вышел в свет аудиоальбом песен оренбургских композиторов к юбилею области. Составитель альбома певец и композитор И. Инютин обежал всех авторов: и слов, и музыки, исполнителей и руководителей музыкальных коллективов, заключая договора на согласие правообладателей безвозмездно РАЗРЕШИТЬ использовать авторские произведения на общее благо.
Увы, так бывает не всегда. Недавно вышла в свет увесистая книга, которую её составитель Г.Ф. Хомутов назвал пафосно «Друзья, прекрасен наш союз». Он, ничтоже сумняшеся, поместил в свой сборник произведения множества авторов в разные годы, входившие в литобъединенеиия. При этом никаких гражданско-правовых договоров не заключалось и даже простого согласия авторов, некоторые из которых живут сейчас за рубежом, г-н составитель не получал. Разумеется, никаких гонораров коллеги-писатели и поэты не получали. Всё получил составитель, сложивший чужие произведения аккуратной стопочкой. Кстати, сумма, выплаченная за сей труд, исчисляется десятками тысяч рублей. И это уже не первый случай именно такого способа зарабатывания на жизнь человеком, который уже много-много лет ничего нового не пишет. И ещё одно интересное обстоятельство: как правило, книги, проходящие через руки достопочтенного составителя и издаваемые на деньги правительства области, с завидным постоянством оказываются на счетах одного далёкого от Оренбурга издательства, руководит которым хороший друг Геннадия Фёдоровича.
Хочу быть правильно понятым. В книге собраны многие очень добротные тексты, и Министерство культуры области, на первый взгляд, обоснованно выделило 600 тысяч совсем не лишних бюджетных рублей на Издание. Хотя и здесь у многих коллег возникает вопрос: «А не правильнее было бы выделить эти средства на гранты молодым (и не очень молодым) авторам на издание целой серии авторских книг, учитывая, что создание маленькой, дебютной книги обходится в ценах прошлого года в 30-35 тысяч рублей (желающие легко могут разделить эту сумму и представить, сколько новых книг могло бы увидеть свет при условии честной состязательности между издателями). И это вместо переиздания старых текстов, сведения их в неподъёмный фолиант, который и в руках-то удержать невозможно, и который писатели и читатели полушутя-полусерьёзно называют между собой «Братской Могилой».
Справедливости ради скажу, чиновники Министерства культуры и внешних связей теперь, (post faсtum) осознали пагубность сложившейся практики, когда немалые средства бесконтрольно отдаются на откуп одному человеку. Виктор Батяженко – исполняющий обязанности Министра заявил, что начато формирование при министерстве Редакционно-Издательского совета, призванного взять под контроль порядок расходования денег, выделяемых из бюджета на издательскую деятельность. Осталось только дождаться этих средств, что совсем не очевидно в условиях бюджетного дефицита. Но, тем не менее, в Оренбуржье по-прежнему есть немало талантов, которые вдохновением не торгуют, но рукопись готовы продать по сходной цене.