Елена Лапаева: Полки зачистили

C ума сходят поодиноч­ке, это гриппом все вместе болеют, утверждал персо­наж мультфильма «Трое из Простоквашино». Уж не знаю, какой вирус подко­сил большинство сограж­дан, только, судя по общей панике, заболели им все разом. Болезнь ажиотаж­ного спроса не пощадила никого.

Состоятельные орен­буржцы покупают машины и квартиры, у кого достаток поменьше – дорогостоящую технику, и даже пенсионеры сметают гречку, чай и кофе с полок.

Вчера в сетевом магазине впервые на глаза попалась надпись: «Товар со скидкой больше 5 банок/упаковок в руки не продаём». Вот как. Приехали. Только пару не­дель назад посмеивались над москвичами, которые как ошпаренные носились по тор­говым центрам и скупали по четыре телевизора, а теперь провинция стала запасаться всем, что удастся прихватить по старым ценам.

Честно говоря, я не знаю, сколько можно закупить тех­ники впрок. Зачем нужны три пылесоса, если не то что ковров – комнат в квартире столько не наберётся! Про­дать выгодно купленное тоже вряд ли удастся: технологии развиваются, добавит про­изводитель пару ненужных функций – и морально уста­ревшие чайники-пылесосы в упаковке будут пылиться или раздариваться на юбилеи ближайшим родственникам.

Что советуют эксперты, да и здравый смысл, – делать дорогостоящие покупки, которые (внимание!) и так планировали. Но, столкнув­шись с массовой истерией, как раз такие покупатели и остались не у дел.

Продав в ноябре старую машину, чтобы взять кредит и с учётом новогодних ски­док выбрать новую, подруга пересела на общественный транспорт – авто в салонах раскупили более растороп­ные оренбуржцы и граж­дане Казахстана. Однако она не сильно расстроилась, справедливо полагая, что в ближайшее время придётся экономить. Ведь машину не только купить, её и обслужи­вать нужно.

В условиях наступающего кризиса оправданно не со­вершать резких движений, вкладывая последние деньги в ненужный товар только потому, что он, скорее всего, подорожает. Ведь пока никто из экономистов не берётся предсказывать, ни сколько продлится этот спад, ни на­сколько он захватит эконо­мику страны.

И переоценённый дол­лар и недооценённая нефть могут в любой момент «раз­вернуться к Западу задом». И что тогда делать обывателю с тысячей у. е., купленной по спекулятивному курсу от 60 и выше, непонятно.