Сергей Лопатин: В наших руках – оружие «последнего аргумента».
Полковник Сергей Лопатин два месяца назад возглавил самое мощное воинское соединение РВСН – Оренбургскую Краснознаменную ракетную дивизию.
Но наш сегодняшний разговор с комдивом не столько о самом важном в его жизни – работе, сколько о самой жизни.
— Сергей Николаевич, Вы в дивизии человек не новый. Начинали здесь службу в 1994 году после окончания Ростовского военного училища. Росли, мужали, набирались опыта. И вот через 20 лет возглавили воинское соединение. Каково это – командовать там, где сами стены помнят тебя еще лейтенантом?
— В этом году исполнится ровно 21 год, как я служу в армии на офицерских должностях, 14 из них – в этой дивизии. Были еще четыре года в академии, были Татищево и Козельск. Однако я рад, что вернулся сюда. Это трудно объяснить словами, но все-таки дух Оренбургской ракетной дивизии, он какой-то особенный. У каждого воинского соединения есть свой характер, как у человека. А здесь суровый климат, суровые люди. Прямые и открытые. Мне это импонирует. В таких условиях я чувствую себя вполне комфортно.
— Наша ракетная дивизия славится тем, что является «стреляющей». Сохранится ли за ней это «звание» в связи с приостановкой конверсионной программы «Космотрас»?
— Учебные пуски будут осуществляться, согласно принятому плану. Один из них – по «Днепру» – случится в самое ближайшее время. Что касается конверсионной программы, то она, насколько мне известно, не свёрнута. Единственное, что сместились сроки ее реализации. И хотя коммерческие пуски «Воеводы» сопряжены с большим объемом работ, с огромной ответственностью и всеми вытекающими отсюда последствиями, это все-таки уникальная возможность для личного состава отрабатывать практические навыки: нигде больше в нашей стране подобных пусков из позиционных районов не производится.
— В последние годы Министерство обороны РФ повсеместно проводит масштабные учения различных родов войск. Недавно в таких учениях приняла участие Ужурская ракетная дивизия, дислоцированная в Красноярском крае. Запланированы ли подобные мероприятия в Оренбургской области?
— То, что было в Ужуре, – это так называемая «внезапная проверка». С приходом нового министра обороны подобное стало обычной практикой. Где, когда и кто будет в такой проверке участвовать, знает весьма ограниченный круг людей. Даже сами проверяющие могут получить полную информацию лишь у трапа самолета перед вылетом. Мы же должны быть готовы в любую минуту. Поэтому последние два года планируем свою жизнь так, чтобы находиться в «шаговой доступности» к месту службы. Даже во время отпуска. А вот плановая двенадцатидневная проверка начнется у нас в конце марта. Мероприятие это достаточно серьезное. Будут обязательно привлечены условные «диверсанты» из других дивизий, чтобы максимально осложнить нам выполнение боевой задачи.
— Отразилась ли текущая политическая обстановка на режиме повседневной службы ракетчиков?
— Если Вы о событиях на Украине, то регламент и режим нашей службы не изменился. Вообще войска стратегического назначения – это специфические воинские соединения. В наших руках – оружие «последнего аргумента». Но это не значит, что мы где-то в стороне от происходящих в армии процессов. Постоянная боевая готовность (это касается и Оренбургской Краснознаменной ракетной дивизии) делает Российскую Армию силой, с которой наши партнеры вынуждены считаться. А все учения и внезапные проверки, или, как кое-кто говорит, «бряцание оружием», призваны остудить некоторые уж слишком горячие головы.
— Часто ли бывает свободное время и как его проводите?
— Много сил отдаю службе. И не потому, что я такой герой, просто так получается. Дивизия – сложный организм. Чуть где-то ослабил внимание, сразу пошло не так, как надо. Что до увлечений, то люблю спорт. Особенно хоккей. На любом месте службы – со мной сумка со всей необходимой экипировкой. В Татищево, будучи заместителем командира дивизии, успевал играть в «ночной лиге». Там можно было в 23.00 прийти на каток и позволить себе часок погонять шайбу. В Козельске с этим стало сложнее. У начальника штаба, как оказалось, еще больше обязанностей и еще меньше свободного времени. Здесь же за два месяца только однажды удалось стать на коньки.
— Сергей Николаевич, что Вы не приемлете в людях, а что может Вас, как говорится, «зацепить» за живое?
— Всегда ценил в людях мобильность, умение быстро принять решение, быстро его претворить в жизнь. Сам стремлюсь быть таким и требую этого от подчиненных. Не люблю, когда врут. Сам этого не делаю. Да у меня и не получается. Ценю в людях пунктуальность. Умение относиться к работе с полной самоотдачей. Всегда спрашиваю подчиненных: отдали бы вы на стол хирурга своего ребенка, если бы у врача был тот же процент желания работать и необходимых знаний, какой сейчас есть у вас? В самолет бы сели, если б пилот относился с прохладцей к своему делу и весьма приблизительно знал, как взлетать и как садиться?
— Что Вас может зацепить за живое?
— Многое. Увидел в «Новостях» раненного в Шахтерске мальчишку, без ног, без руки. Он все время плакал, говорил, что ему больно. Сердце ёкнуло. Животных люблю, особенно собак.
— Осталась ли в жизни какая-нибудь мечта, или всё уже сбылось?
— «Везунчиком» меня назвать сложно. Это как на «Поле чудес» у Якубовича: из двух шкатулок я почему-то чаще открываю пустую. Хотя в профессиональном плане, наверное, все-таки достиг определенного результата.
— Сергей Николаевич, каким в Вашем представлении должен быть настоящий мужчина?
— Настоящий мужчина – это, прежде всего, надежный человек. Надежный не подведет. Надежный не обманет. Надежный не предаст.
Справка: Сергей Николаевич Лопатин родился 12 августа 1970 года в селе Поливянское Песчанокопского района Ростовской области.
В 1994 году окончил Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени М.И. Неделина.
С 2003 по 2005 год обучался в Военной академии РВСН имени Петра Великого. После окончания академии назначен на должность командира 494 ракетного полка, которым командовал до 2009 года.
Прошел все командные (инженерные) должности: от инженера отделения до начальника штаба соединения.
25 ноября 2014 года Указом Президента РФ и приказом Министра обороны РФ № 769 назначен на должность командира 13 ракетной Оренбургской Краснознаменной дивизии.
Фото автора