«Северный флот»: Первый альбом получился лучше лучшего
В Оренбурге в рамках первого гастрольного тура выступила группа «Северный флот». Коллектив, образовавшийся из музыкантов панк-команды «Король и Шут» после смерти лидера группы Михаила Горшенева, презентовал свой дебютный альбом «Все внутри» и исполнил знакомые всем фанатам «КиШ» хиты.
Журналисты RIA56 уже встречались с музыкантами во время последнего концерта «Короля и Шута» в Рязани в декабре 2013 года. Тогда вместе с прощальным туром завершилась история одной из самых успешных рок-групп российской сцены. С этого мы и начали разговор с лидером «Северного флота» Александром Леонтьевым.
— В конце прощального тура на вас лица не было, да вы и сами говорили, что это было слишком изматывающе. В этом году концертов, кажется, еще больше?
А.Л. Да, было тяжело. А в этом туре концертов не больше, просто они чаще. Но это не так сильно изматывает, потому что тогда мы закрывали дверь навсегда, а тяжелее закрывать тяжелую дверь, чем открывать. Теперь мы просто знаем, для чего это все. Тогда помимо физической усталости было еще и душевное опустошение, потому что завтрашний день был совершенно не ясен. Сейчас нам все ясно и понятно, поэтому справимся. У нас сейчас десять концертов подряд. В том туре максимум – восемь, и уже после четвертого я бегал по врачам, они мне в глотку вливали адреналин, чтобы я как-то пел. А сейчас десять концертов – нормально, денек отдохнули и дальше. Физически даже полегче, настрой другой.
— В интернете в последнее время очень часто появляются ваши интервью. Внимание прессы действительно увеличилось?
А.Л. Я бы не сказал, что сильно увеличилось количество интервью, просто увеличился интерес к этим интервью со стороны публики. Это все постится в группах в контакте, а концерты каждый день, и получается, что каждый день у нас интервью. Но надо понимать, что в каждом городе мы даем интервью именно для этого города, а в купе получается, как будто нами сильно интересуется пресса. Вот приедем с тура, и не будет никаких интервью некоторое время. Плюс просто многие журналисты, наверное, не ожидали, что мы где-то появимся, начнем играть.
— Оренбург – один из первых городов, который встретил группу уже после выхода альбома. В одном из интервью вы сказали, что второго шанса выпустить первый альбом не будет, и вы должны сделать его лучше лучшего. Получилось?
А.Л. Да, конечно. Ну, не буду скромничать: мы просто сделали все, что от нас зависело, для того, чтобы этот альбом был для нас приятен, чтобы его было приятно слушать. Для этой цели даже несколько песен, в которых я сомневался, в этот альбом не вошли. Не потому что они плохие, просто мне хотелось, чтобы даже в рамках концепции альбома было все идеально. Чтобы это была такая обойма, которую разряжаешь, и каждый выстрел разит. Не хотелось, чтобы были лишние песни. Лично для меня. Понятно, что кому-то нравится классически панк-рок, он сразу ценит «Старый крысолов». Кто любит какую-то личностную лирику, пожалуйста, песня «Все внутри», кому-то медляки покоя не дают – вот, «Харон», хорошая песня. Я читаю отзывы, и многие пишут, что этот альбом едва ли не единственный в их плейлисте, который они слушают от и до.
— Песни, который не вошли в этот альбом, войдут в следующий?
А.Л.Не факт, может, они вообще никогда не будут изданы.
— Много таких песен?
А.Л. Готовых со словами еще две. Более того, обе они записаны на студии, только без вокала. Но по текстам они пока не дотягивают до совершенства, на мой взгляд. Может, они когда-нибудь куда-нибудь войдут. Может, синглом выпустим. Я не планирую такие вещи. Видите, как выяснилось, альбом для нас не просто набор треков. Нам хочется, чтобы это был взрыв зенитной установки, поэтому за каждый заряд в этом взрыве мы отвечаем, все должно быть со всех сторон идеально. Может, для кого-то это не понятно, но для нас это важно. На наш взгляд, альбом удался лучше лучшего. Лучше на данном этапе мы просто бы не смогли. То, что мы вывернулись на изнанку, потратили кучу времени и сил и мозговых усилий, дало результат.
-Коллеги-музыканты уже оценили?
А.Л. Альбом вышел, когда мы были в туре. И коллеги-музыканты и коллеги-критики у нас есть. Скажем так, основной градус настроения – это приятное удивление. Потому что многие думали, что будет качественно, но что это будет действительно круто, думали немногие. Наверное, только наши жены верили в это. Ну, это дело бабское – любить все, что твой мужик делает (смеется).
— Альбом уже появился на iTunes и Google play. Он там хорошо продается?
А.Л. Лучше всех!
— Лучше всех альбомов «Короля и Шута»?
А.Л. Лучше всех альбомов, которые вообще продаются сейчас. Я так особо не слежу, но через два дня после выхода на Google play он уже был на первом месте по продажам в российском сегменте среди всех альбомов вообще. На первом месте был наш альбом, на втором – Шакира, на третьем – Slipknot. И это при том, что к тому времени он уже два дня висел в свободном доступе. Люди стали его покупать. Приятно за это, конечно, каких-то денег получить, но на наш взгляд, это самый лучший рейтинг, самое лучшее мерило успеха. Никакие хит-парады не сравнятся. Это очищенный от абстрактной шелухи рейтинг. Не буду спорить, мы дико обрадовались. Мы же не просто в контакте вывесили, мы выложили в идеальном качестве на торрентах: качайте, пожалуйста. Все равно люди покупают, чтобы выказать нам свое уважение, моральную поддержку, хотя мы вроде уже ничего так, нормально себя чувствуем. Это очень приятно.
— А на физических носителях вышел альбом?
А.Л. Пока нет. Мы просто сразу вывалили в сеть. На физических носителях, конечно, выпустим, но уже к следующему туру, наверное. Сейчас приедем, займемся этим. Мы решили, что какие-то люди должны этим заниматься. Вот есть у нас «Полигон рекордс», они этим занимаются. Наше дело творить, струны дергать, по барабанам стучать, на клавиши нажимать.
— Еще про новый материал. Почему такого рода песни, такие стили не исполнялись в рамках «Короля и Шута»? Были стилистические рамки или не приходила такая музыка тогда?
А.Л. В «Короле и Шуте» основным композитором всегда был Миха [Михаил Горшенев. – RIA56]. Андрей [Князев, бывший второй вокалист. – RIA56] тоже писал песни, но он стилистически всегда отличался. Имеющий уши всегда услышит разницу. Но Миха в плане композиторства в «Короле и Шуте» был определяющим. У него был музыкальный багаж, офигенный талант. Но был обозримо небольшой пласт песен, которые творились с другого конца. Такие песни, как «Мертвый Анархист», «Исповедь вампира», «Инквизитор», где основа была – мощный гитарный риф, который я ваял на репетициях. И Миха под это пел. В этом альбоме планировалось то же самое. Практически все песни, которые вошли в этот альбом, были написаны после Михиной смерти. У меня были какие-то заготовки, и они могли бы выйти сейчас с Михой, но, конечно, они были бы другие, потому что мы бы вместе их аранжировали. И он бы вносил свои коррективы. Плюс я на шесть лет уходил из музыки, и я за это время поменялся: подход, багаж. То, что я делаю сейчас – это не на потребу, это то, что я чувствую, то, что мне хочется сказать, то, что хочется творить. Так что сложно сказать. В «Короле и Шуте» тоже разноплановая музыка была.
— Вы в одном интервью говорили, что на концерты «Северного флота» приходят люди, которые никогда не ходили на концерты «Короля и Шута».
А.Л. Потому что образовался гигантский сегмент людей, судя по отзывам в интернете, которые после смерти Михи обратили внимание на группу, послушали, офигели и очень жалели, что никогда не были на концерте «Короля и Шута». Как это с Цоем было. Но подавляющая часть публики когда-то ходила на «Шутов», либо в старые времена, либо в последние годы. Появился и небольшой, но набирающий процент сегмент, который слушает «Северный флот» без скидок ни на что, и они говорят, что это не похоже на группу «Король и Шут». Их немного. Но на концерты ходят в основном только те, кто ходили на «Короля и Шута», либо хотел сходить, но не успел.
— Сейчас основное общение с поклонниками идет В Контакте. А сайт планируете делать?
А.Л. У нас есть сайт. Но это давно уже для проформы, для галочки. Сайт это просто такая медалька за отвагу. Вроде она есть – ну, есть и есть. Сейчас все решают соцсети. В свое время сайт «Короля и Шута» загнулся, просто перестал посещаться. Ну, какие-то десятки посещений в день были, и сравнить с официальной группой в контакте, где 280 тысяч посещений. Сейчас люди по соцсетям живут, и это объективная реальность. А сайт у нас есть. Я туда, по-моему, не заходил ни разу даже. Ну, нам с ребятами прислали дизайн на утверждение. Мы сказали: «Ну, нормально, запускаем сайт».
— Недавно группа «Ария» приезжала, и музыканты говорили, что им не нравится выступать в клубах, потому что маленькая сцена, тесный зал. У вас какие предпочтения в этом плане?
А.Л. Да, в клубах бывают сценки небольшие, но за себя скажу, что для меня самая идеальная площадка – это клуб на 700-800 человек, где достаточно большая сцена, чтобы по ней можно было перемещаться вправо-влево. Но не такая огромная, как на больших площадках, фестивалях. Потому что я себя, скажу честно, пока что неуверенно чувствую, когда большое пространство справа и слева. Я привязан к микрофону, к гитаре, и моя подача песен отличается, например, от того же Михи, который активно перемещался по сцене, жестикулировал, прыгал. Я этого физически сделать не могу, потому что мне много что нужно делать в это время. Я стараюсь контактировать мимикой и жестами рук. И здесь, наверное, камерная сцена лучше. Плюс личный контакт лицом к лицу со слушателями – для меня лучше всего так. Может, мы когда-нибудь начнем больше собирать. Ну, вот в Москве есть такие клубы, как Арена, куда 3 500 — 4 000 человек может набиться, и сцена не такая уж гигантская. И в таких клубах, как правило, хороший цвет и звук. Для нас это принципиально важно, чтобы человек был оглушен, ослеплен, поднят, чтобы это было шоу. Мы для этого много делаем: у нас световик, звуковик – очень уважаемые люди. Для нас важно, чтобы люди пришли и насладились, даже если они не знают песен. На больших площадках это редко бывает, к сожалению.
— Вы выкладываете видео, как играть ваши песни. Это по просьбам слушателей или сами решили?
А.Л. Это обоюдно. Мелькали такие вопросы, но я ничего по просьбам не делаю. Первую запись я выложил на песню «Вперед и вверх» после того, как увидел, как люди стали записывать ролики, каверы. Я в ужасе осознал, что они половину нот, сыгранных там, просто не берут. Они песню «Стрелы» воспринимают, как тупое «джиг-джиг». Там, конечно, не сильно замороченные партии, но там все немного по-другому играется. А «Вперед и вверх», она вообще немного своеобразно сыграна на гитаре, рифф такой своеобразный. И я решил от греха подальше просто выложить, пускай люди смотрят и играют так, как это надо играть, а не так, как слышится кому-то. Понятно, не все наши песни можно так вывалить. Но почему нет? Мне было бы приятно в юности увидеть от Каспаряна [Юрия, бывшего гитариста группы «Кино». – RIA56] видео, где он показывал бы, как правильно играть «Дом стоит, свет горит».
— А нет у вас собственнического отношения к песням? То есть «это моя песня, и ее никто не должен играть, тем более на публике».
А.Л. Ну, понятно, что я своими песнями горжусь, но собственничеством это не назовешь. Я скорее так скажу: если кто-нибудь когда-нибудь будет наши песни играть, меня только одно раздражает – самодеятельность. Если это будет хреново сыграно – я буду беситься. А если хорошо или даже лучше, чем мы, то на здоровье, что мне, жалко что ли?
— Какие планы у группы на будущий год?
А.Л. У нас не то, что планы, это скорее чаяния. Планы — это когда ты четко знаешь, что и когда будет. Я могу только примерно предполагать. Пока что из ближайшего есть желание теперь уже не только барабаны в Финляндии записать, а полный цикл. Все инструменты. Буквально 2-3 песни записать и посмотреть, как это будет. Записать сингл или просто в интернет вывалить без рекламы. Просто для себя хочется понять, куда стремиться, куда идти к хорошему звуку. Что нам еще сделать, с кем это сделать. А что будет дальше? Нормально все будет!
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
В рамках первого гастрольного тура Оренбург посетила группа «Северный флот»