Семьдесят пять детей Ирины Панаистовой
Прыжок! Еще прыжок! Поворот! Девчонки на сцене двигаются в такт музыке, вскидывают вверх помпоны, и кажется, практически не устают. Так ли на самом деле? На этот вопрос ответит тренер группы поддержки орского хоккейного клуба «Южный Урал» Ирина Панаистова.
Она – рулевой команды «Экстрим» на протяжении 23 лет. Чирлидингу посвящает немало времени, несмотря на то, что есть основная работа в Орском индустриальном колледже.
– В девяностых годах мы с девочками выступали на маленькой сцене там же, где сегодня расположена большая танцевальная площадка, – рассказывает Ирина Геннадьевна. – И ту, и другую устраивали под нас. Но тогда было всего шесть-восемь человек в команде. Сцена шириной в два метра шаталась, доски под нами подпрыгивали, и иногда девчонки вылетали с площадки. Одна из них как-то свалилась за сцену, но руками успела зацепиться за край, мы ее втащили назад. Спустя какое-то время я попросила руководство хоккейного клуба площадку для выступлений переделать. Так что теперь спортсменкам не страшно выступать, они могут делать и высокие махи, и прыжки, и шикарные повороты.
Кстати, о прыжках. Их Панаистова умудрялась выполнять, будучи на девятом месяце беременности.
– На протяжении многих лет я была капитаном команды, – говорит тренер. – Когда узнала о своем интересном положении, долго не могла найти замену. И вот практически перед родами мы готовились к соревнованиям. Я – человек эмоциональный, принялась кричать, подсказывать девочкам. Кто-то не понял – я и показала, как нужно правильно делать: начала ноги вверх закидывать к огромному своему животу. Девчонок испугала: думали, рожу прямо на стадионе.
Сыну Ирины Геннадьевны сейчас тринадцать. Он – капитан дворовой хоккейной команды «Медведи». Дочка – капитан команды чирлидинга в своей возрастной категории.
– Этот вид спорта мягкий, женский, хотя и небезопасный, – уточняет собеседница. – Но мы учимся избегать травм. В других видах спорта это сделать сложнее. На себе испытала. Еще школьницей занималась дзюдо у Владимира Николаевича Вдовченко. Там травмировала голеностоп и шею, которую мне просто выбили. Тогда, наверное, впервые я собрала волю в кулак и на уколах продолжила поединок, из которого вышла победителем.
Побеждать она теперь учит и детей, своих и чужих. Правда, чужих для Ирины Геннадьевны не бывает. Дворец спорта «Юбилейный» для нее и примерно семидесяти пяти девчонок разных возрастов давно стал вторым домом.
– Хоккеисты сейчас в отпуске, а мы трудимся, готовим к новому сезону обновленную программу, – улыбается Панаистова.
– Некоторые люди уверены, что в чирлидинге можно просто уметь красиво махать ногами, не более…
– Они заблуждаются! В нашем виде спорта важен характер, подготовка, закалка в конце концов. Нет, мы не падаем на площадке от усилий, мы контролируем нагрузку от и до. А еще лечим некоторые заболевания. С помощью бандажей, тренировок выпрямляем спины – и куда только уходят сколиозы и лордозы!
– С группой поддержки все понятно, но вот с детской мальчишеской командой по хоккею не очень. Тренировать мальчишек – это больше мужская работа.
– Нет, это нормально, – отвечает Ирина Геннадьевна. – Не могу, конечно, сказать, что я супертренер в плане мастерства, но определенное видение хоккея у меня имеется. Кстати, идею создать команду подал сын четыре года назад. Он сказал мне хорошие слова: «Мам, у меня есть ребята, которые за мной пойдут, нужна команда». И мы их с мужем и другими родителями поддержали, собрали мальчишек с двух дворов. Так и появились «Медведи», которые в этом сезоне забрали главный кубок зимнего турнира по дворовому хоккею. Летом мы играем с ними же в футбол. В общем, вся жизнь в спорте.
– А как же семья?
– Мне порой кажется, что если бы в сутках было не 24 часа, а 36, их все равно бы на все не хватало, – с улыбкой произносит Панаистова. – А семья у нас спортивная, дружная. Муж Алексей тоже спортсмен. Мы многое делаем вместе. Корт зимой нужно почистить для тренировки – идем. Чай пьем со всей мальчишеской командой у нас в двухкомнатной квартире тоже вместе. Мы не можем жить без спорта. Мне лично нравится дарить окружающим заряд бодрости и позитива. И на тренировки я иду, улыбаясь, лечу даже с новыми идеями. Порой мои девчонки из группы поддержки вздыхают: «Ой, у вас опять замыслы наполеоновские!», понимая, что воплощать их будут именно они. Но эти девочки – мои первые помощницы, и я горжусь, что они у меня есть.