И так она заработала свой первый миллион, или «бес сдачи»
Эта колонка — не о жрицах древнейшей профессии, а о том, что ежедневно раздражает и выводит среднестатистического оренбуржца из себя. Эта колонка посвящена мелким купюрам, монетам, и отсутствию таковых в кассах местных магазинов.
Ну, а происхождение заголовка, вероятно, известно большинству читателей: речи идет об анекдоте, где «Продавщица Мария Степановна фразой «десять копеек должна буду» заработала свой первый миллион». Тема действительно анекдотичная, забавная и превеселая. И мы бы здорово посмеялись, если бы стандартные «а у вас без сдачи не будет», «двадцать восемь сорок шесть пожалуйста посмотрите», «брат, давай вон там в ларьке поменяем, только на маршрут выехал» зачастую не доставляли обывателю существенных проблем.
Вот, например, аптеки. В вашем районе, предположим, есть всего одна аптека [мне повезло чуть больше, у меня их пять, но все-таки]. Вечером у вас разболелась, например, голова, и вы пошли в аптеку. В кармане – гипотетические 500 рублей: ну нет других денег на руках.
Разумеется, из аптеки герой нашего примера выходит без анальгина, цитрамона и прочих лекарственных препаратов. В лучшем случае, анальгин и цитрамон станут дополнением к поливитаминам или упаковке гематогена. Но, как правило, такой посетитель слышит фразу «че, менять пришел, совсем обалдели, с пятисотенной за аспирином, Сталина на вас нет, изверги», и идет в другую аптеку. Иногда – в паре кварталов от дома. Иногда ночью. Ну, или терпит головную боль до утра.
Другой пример – такси. Мы, как правило, заказываем такси в двух случаях: когда очень спешим, либо когда едем туда, где не ходит общественный транспорт. Оба случая размена денег в пункте назначения не предполагают. Тем не менее, как правило [если вы, конечно, не спросили заранее, есть ли у таксиста сдача], в последние две минуты поездки выясняется, что сдачи нет. Где, когда и как пассажир должен ее раздобыть, неизвестно. При этом многие водители передают полномочия по сбору мелочи именно пассажиру.
Далее я должен был написать абзац про дикий капитализм и осатаневших от безнаказанности продавцов, таксистов и прочих. Учитывая, что большинство читателей подумали о том же, не будем впустую сотрясать воздух и согласимся друг с другом.
А теперь вернемся к нашему заголовку. Я не знаю, заработала ли главная героиня наших историй пресловутый миллион на десяти копейках, а вот свои потери за неделю подсчитать смог. Они формировались исключительно из копеек, осевших в кассе по причине «такую мелочь и давать-то неприлично в цивилизованном обществе» и рублей, оставшихся в бардачках из-за «ну вот, десятки на сдачу тебе нет, хочешь – поехали назад, тут в паре кварталов магазин есть, там купим что-нибудь». Лично у меня такие потери составили 18-20 рублей за неделю. За год, таким образом, набегает более тысячи. И если бы пресловутая Мария Степановна обслуживала меня на всех маршрутах и возле всех кассовых аппаратов, то вся эта сумма досталась бы ей. И для того, чтобы «поднять» миллион за год, ей достаточно еще 999 таких клиентов.
Так что в разговорах о миллионе мы, может быть, и погорячились, но при «идеальных условиях» 200-300 тысяч в год для такого кассира при особом рвении – вполне реальная сумма.
Напоследок отмечу, что ситуация, в которой вам не дают сдачу или заставляют где-то разменять деньги предусмотрена законом. Виноват в этом исключительно продавец, и никакие жалобные «да нам в банке не дают мелочи» его не оправдывают. В первую очередь, это нарушение письма Минфина РФ № 104 от 30.08.2003, статьи 426 Гражданского кодекса, а так же письма от 17 марта 1994 Минфина от 17 марта 1994 года.
Если вы подадите жалобу на магазин, такси или любое другое подобное учреждение, его ждет штраф, а вас – моральное удовлетворение. Но едва ли оно восполнит зияющую пустоту несправедливости. А потому помните, что у продавца или таксиста все равно едва ли окажется при себе сдача. И берите с собой больше мелочи. Может быть тогда «бес сдачи» не начнет вытворять свои темные делишки возле вас.