Николай Коновалов: По ту сторону отчаяния

В 1980-м году, еще в студенческую бытность, за хорошую учёбу меня в составе делегации направили в поездку по городам Польши. Там мы встречались с местной молодёжью, посещали парки отдыха, музеи — всё, как говорится, на положительной волне. И вот гид, сопровождавший нас в этой поездке, спросила: хотите увидеть один из самых страшных лагерей Третьего Рейха — Освенцим? Все, разумеется, согласились.

При подъезде к огромному комплексу сердце сжалось: вот оно, страшное место, где в крематориях и газовых камерах было убито по некоторым подсчётам от одного до полутора миллионов людей!

Внешне в нем ничего особенного нет, но когда попадаешь внутрь, замираешь от ужаса. Такое трудно представить даже в самом страшном сне. Словно оказываешься по ту сторону отчаяния, испытанного жертвами нацистов. Впечатление удручающее…

Каменные двухэтажные здания из красного кирпича, вокруг колючая проволока, оставшаяся ещё с тех кровавых времён. Ржавые таблички с надписями на немецком языке развешены по разным блокам. А на воротах лагеря размещена вроде как безобидная надпись: «arbeit macht frei» («работа приносит свободу»), но в этих стенах несущая в себе страшный смысл: столько крови, столько ужаса, столько адской боли… Именно адской.

Мы посетили несколько блоков, по пути от одного из них к другому нарастал ужас: насколько человек может быть изощрённым в своей, по сути, беспредельной жестокости. Представляли себе те муки, которые испытали узники лагеря, те, кто оставил здесь свои жизни…

Пятнадцатый блок. В нём были собраны женские волосы тех несчастных женщин, многих из которых вместе с детьми почти сразу увозили в крематорий или газовые камеры — на уничтожение. Они не нужны были фашистам — лишние едоки и неэффективные работники. Сами волосы, как мы узнали, уходили на изготовление матрасов для моряков германского подводного флота.

В некоторых исторически достоверных источниках отмечается, что когда наши войска вошли в Освенцим 27 января 1945 года, в этом блоке обнаружили тюки со страшным грузом, общим весом 7 тонн. Волосы были упакованы и приготовлены для отправки в Германию.

Потом прошли в другой зал, в котором было огромное количество детской обуви. От увиденного некоторым стало плохо. Оно и понятно. Мы тоже без ужаса не могли смотреть на следы истории, на эхо той беспощадной войны.

Помнится, оттуда все приехали совсем в другом настроении. Впоследствии, хотя у нас и было ещё несколько дней для путешествия, мы провели их в совершеннейшем отрешении. Даже сейчас, когда прошло с тех пор уже 35 лет, вспоминая ту поездку, я, взрослый уже человек, вздрагиваю.

На фоне политической игры, которую сегодня разыгрывает Запад, те факты, что освобождение Освенцима приписывают только украинскому народу, а главный представитель от этой страны, нынешний президент, объявивший войну собственному народу, опирается на правый, по своей сути, фашистский сектор, вызывает большое возмущение, думаю, у всех здравомыслящих людей. Но справедливость рано или поздно восторжествует и поставит на место тех, кто хочет переврать историю в угоду чьим-то интересам.