Над Большим Кинелём: из истории оренбургской нефти
В 2014 году Оренбургская область отметила 80-летие. Важную роль в социально-экономическом развитии региона сыграла нефтяная промышленность. Начало Оренбургской нефти положило открытие в Бугуруслане месторождения.
Историческая справка
В 1936 году геолог Я.С.Никитин выявил на Урале и в Предуралье ряд так называемых поднятий (изгибов в земной коре), характерных для районов с промышленной нефтеносностью. С учётом этих материалов был составлен проект структурной геологоразведки бугурусланского поднятия, представляющего наибольший интерес.
И вот 26 июля 1937 года, на 51-й день с начала буровых работ, с глубины 278,5 метра ударил мощный фонтан нефти. Дебит самой первой промышленной скважины достигал 10 тонн в сутки. Причём в нефти было большое содержание светлых продуктов. Эту скважину пробурила бригада мастера П.Н.Тощева. Именно с неё началась история нефтяной промышленности Оренбуржья. С той поры и до наших дней с нефтяных промыслов Бугурусланского добывающего района отправлены на переработку десятки миллионов тонн «чёрного золота».
Кадры решают всё
Поиск и введение в разработку новых залежей сероводородного сырья продолжается. В настоящее время ООО «Бугурусланнефть» ведёт добычу в восьми районах Оренбургской области почти на сотне месторождений. А также идёт поиск и разработка новых залежей на уже эксплуатируемых площадях. В том числе на таких старых, как Карповское, Красноярское, Западно-Степановское.
Естественно, решают все эти задачи люди. В основном потомки тех, кто в далёкие теперь уже предвоенные, военные и послевоенные годы ценой самоотверженного труда обеспечивал устойчивое развитие нефтяной промышленности в Бугуруслане. Мне посчастливилось некоторое время работать в дружном коллективе нефтяников в начале семидесятых годов теперь уже прошлого века. По роду своей деятельности (я редактировал многотиражную газету «Голос нефтяника») доводилось часто бывать на промыслах и буровых, в бригадах подземного и капитального ремонта скважин, в монтажных бригадах и подсобных цехах, встречаться с самыми разными людьми во время их повседневных будней. Беседуя с ними, наблюдая за их работой, раз за разом убеждался, как они ценят труд других, а также свою причастность к гордому званию нефтяника.
Тон во всём задавали бывшие фронтовики. В их числе начальник управления «Бугурусланнефть», возглавивший предприятие в 1967 году и руководивший им вплоть до 1985 года Юрий Степанович Садчиков. Человек неуёмной энергии, шумный и требовательный, он без устали крутил «турбину» производства. Под его руководством наш нефтяной район переживал этап бурного развития. В это время вблизи Бугуруслана началась эксплуатация Карповского, Саврушинского, Западно-Степановского и Ново-Кудринского месторождений. В Боровскоалесской зоне поступили в разработку Графское, Ботвинское, Кушниковское и Ибряевское. В 1970 году бугурусланские нефтяники достигли максимального уровня годовой добычи — 3293 тысячи тонн. По сравнению с 1965 годом объём добычи вырос на 62,5 процента.
К боевым наградам именитого нефтяника — ордену Отечественной войны II степени, медалям «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией» добавились награды за доблестный труд. Его грудь украсили два ордена Трудового Красного Знамени и орден Октябрьской Революции. В 1984 году Юрию Степановичу за многолетний добросовестный труд было присвоено почётное звание «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР».
Династия Родионовых
Ему под стать был заместитель Анатолий Петрович Родионов— глава целой династии. Сын Геннадий и сноха Люба — инженеры. Он работал начальником смены инженерно-технологической службы, она — в проектно-сметном бюро. Их сын Сергей после окончания Самарского политехнического института возглавил в управлении службу по повышению нефтеотдачи продуктивных пластов.
Дочь Родионовых-старших Ирина — экономист. Она получила образование в том же вузе, где брат, и вместе с мужем работает в объединении «Оренбургнефть». И их сыновья тоже причастны к профессии нефтяника.
Анатолий Петрович — достойный пример для подражания. Вернувшись из армии в 1950-м, он поступил на курсы электромонтажников, а после их окончания стал работать на втором нефтепромысле. За шесть лет прошёл путь до начальника участка нефтедобычи. А ещё через девять лет, в течение которых он закончил нефтяной техникум, стал старшим инженером промысла, а впоследствии был назначен начальником четвёртого промысла, в Байтугане. Эта должность стала большой школой, выковавшей из него незаурядного руководителя.
К слову, став по призыву Родины солдатом в ноябре сорок третьего, Анатолий Петрович в составе отдельного артиллерийского дивизиона САУ-100 воевал на Втором Белорусском фронте, громил японских самураев в войсках Дальневосточного фронта и закончил войну в Харбине. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Японией».
Гвардии старшина Родионов за ударный труд в мирное время отмечен орденом «Знак Почёта».
Достойны памяти потомков
Ещё один из плеяды фронтовиков, с которыми сводила судьба, — Михаил Яковлевич Никишин. Он долгое время руководил рабкоровским постом в цехе капитального ремонта скважин. Никишин воевал в составе 574 стрелкового полка. Награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Он смело вскрывал недостатки, оперативно освещал в «Бугурусланской правде» и многотиражной газете «Голос нефтяника» (выпускалась такая в НГДУ «Бугурусланнефть») внедрение передовых технологий и методов ведения ремонта действующего фонда скважин, достижения передовиков.
Всегда буду помнить и его брата Ивана Яковлевича — энергичного руководителя нефтепромысла, цеха научно-исследовательских и производственных работ, председателя профкома управления. Особо хочется сказать о Валентине Николаевиче Сперанском. О человеке и инженере с большой буквы. Начиная с 30-х годов прошлого века, он более 40 лет беззаветно служил нефтяному делу, пройдя путь от коллектора до начальника НГДУ. В мою бытность он, выйдя на пенсию, продолжал работать на важнейшем участке производства — начальником инженерно-технологической службы. Инженерные и управленческие решения Валентина Николаевича всегда были выверены до мельчайших подробностей и давали высокий эффект. Его находки не потеряли актуальности спустя десятилетия. Одна из них — сооружение на Байтуганском месторождении железобетонной ёмкости для сбора агрессивной нефти, где металлические стенки резервуаров разрушались от коррозии в течение нескольких месяцев. Это его предложение было реализовано в 1960 году, и служит по назначению до сих пор!
Рядом с таким руководителем люди менялись в лучшую сторону: относились к работе ответственнее, а к себе и товарищам — требовательнее, учились искать нестандартные решения. Воспитанные Сперанским кадры — ещё один долгий светлый след этого человека. Многие из его бывших коллег с гордостью признаются: «Я — ученик Сперанского». В их числе бывший начальник НГДУ Раис Салимзянович Калимуллин.
Много добрых слов заслуживает Василий Егорович Шишкин, бывший долгое время в коллективе нефтяников секретарём парткома. А начинал он здесь свой трудовой путь машинистом подъёмника. Был идейным вдохновителем и организатором. Внимательным к запросам людей, требовательным — не давал спуску тем, кто злоупотреблял служебным положением, нарушал партийную и трудовую дисциплину.
Можно еще долго перечислять тех, кто вписал в историю Бугуруслана и области немало достойных строк. Подвиг «Второго Баку» навсегда сохранится в истории нашей страны.