Владимир Канюков: Я стою на одной ноге
На протяжении трёх десятилетий Владимир Канюков возглавлял крупнейший офтальмологический центр России – Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза». Человек недюжинной силы, он не знает страха, умеет побеждать и добиваться поставленной цели.
Профессор Владимир Канюков – заслуженный врач России, обладатель орденов Дружбы и Почёта, медали Жукова, лауреат премии имени Святослава Фёдорова. Автор 800 научных публикаций, 26 монографий, 1 учебника, 96 патентов на изобретения, 36 учебных пособий.
От спорта к медицине
В медицину Владимир пришёл, как он сам говорит, через спорт. С 12 лет занимался физкультурой, закалялся, ходил в морской клуб, грёб на вёслах. Затем занялся боксом, провёл 86 боёв, был чемпионом России («Динамо»), судьёй международной категории, включён во всемирную энциклопедию бокса… И всё благодаря своему упорству и ежедневному труду.
По совету своего тренера Арнольда Григорьевича Жданова в 1961 году поступил в Оренбургский медицинский институт и вот уже 50 лет возвращает людям возможность видеть мир во всех его красках.
Владимир Николаевич не знает устали, потому что всё делает с азартом и удовольствием.
На одном дыхании
Для известного офтальмохирурга стало потребностью облекать свои чувства и мысли в лирическую форму. Стихи Владимира Канюкова – это боль сердца и души, поэзия его дыхания.
Своё первое стихотворение он написал в самолёте, когда срочно летел с международной конференции в Барселоне на похороны своего 42-летнего сына. Вот только с ним поговорил по теле фону… и через 15 минут того не стало. Остановилось сердце.
Это было страшное испытание. Но Владимир Николаевич знал – надо подниматься и идти дальше.
А через несколько лет он мужественно перенёс несколько операций, похудел на 26 килограммов, но по-прежнему чувствовал себя сильным. Всё так же работал – лечил, оперировал. Правда, проводил уже не по 500 операций в год, как прежде. Всё было под контролем и в привычном ритме.
И вновь невосполнимая утрата, жестокий удар судьбы. Супруга Галина, с которой вместе прожили 58 лет, легла в больницу на плановую операцию и вдруг ночью, ещё до хирургического вмешательства, сердце перестало биться.
Осиротело всё вокруг.
Не удивляйтесь, стержня нет…
Сегодня Владимир Николаевич не боится показаться слабым, не стесняется быть сентиментальным и лиричным. Всё больше воспоминаний и признаний звучит в адрес той, которая навсегда в его сердце.
Гляжу, как в первый, каждый раз
И помню каждую морщинку.
Всегда такая, без прикрас,
И на губах застывшую смешинку.
Так много бурей пронеслось,
И мы, конечно, в середине.
Быть может, что-то не срослось,
Но это не наносит вред картине.
Портреты юности висят,
На них я женихом оделся,
Уже мы вместе пятьдесят,
А на неё никак не нагляделся.
Вышел сборник стихов Владимира Николаевича, посвящённый верной спутнице жизни Галине Дмитриевне Канюковой (в девичестве Гордеевой).
Вот и встретил я тебя
Было это в 1959 году. Володя всегда вставал рано, чтобы с делать зарядку, потягать самодельные гантели и об литься холодной водой. Но в этот день ему спешить было некуда. Накануне на тренировке он получил травму ноги и теперь просто прогуливался по родному переулку Мастерскому. В доме под номером восемнадцать они жили с мамой и старшим братом. Здесь было всё знакомое и родное.
В окне углового дома он увидел девчушку, которая мыла стёкла. Прежде он её не видел, по дошёл, о чём-то по говорили. А вечером на танцплощадке в Дзержинке к нему подошла девушка и спросила: «Помнишь, мы утром встречались? Когда пойдёшь домой, можно и я с тобой пойду?»
Так они познакомились, стали дружить и теперь уже всегда были рядом.
Вот и встретил я тебя
Неожиданно, нагадано;
И рядом шёл уже любя,
Как будто так и задано.
Как будто знал, за что любить,
Хоть близко не был и знаком.
Делили всё, не только булку
Активного и деятельного Владимира Николаевича готовили для работы на Кубе, а отправили в Афганистан. И верная спутница Галина всегда была рядом, даже когда жизни угрожала опасность. Как это было в служебной командировке в Афганистане в 1979 – 1980 годах.
Она ждала меня всегда:
Когда дружили – на прогулку,
А стали близкими, тогда
Делили всё, не только булку.
Но подросли, и всё серьёзно,
И к многому стали годны,
С вечернего ждала покорно,
Настало время – и с Войны.
Сформировалась так семья,
Традиции впитала на века.
Гармония, как трели соловья,
И не смотри на это свысока.
Доктор Канюков работал, не считая времени в сутках, оборудовал новую офтальмологическую операционную, лично прооперировал президента Афганистана Нур Мохаммада Тараки. Был секретарём парторганизации, через него проходили и отправки груза 200. Тяжелы воспоминания тех дней.
Не забыть ему и последний рейс из Кабула. Отслужив ровно два года, день в день Канюков возвращался домой. Аэропорт Кабула находится в котловане среди гор. При взлёте самолёт для набора высоты сначала должен сделать круг над городом. И в любой момент борт могли обстрелять. Когда высота была набрана, все пассажиры салона в едином порыве встали и, не сговариваясь, запели гимн Советского Союза.
Когда остановилось время
Перечитываю строки Владимира Николаевича, вынесенные в предисловие к книге:
«Ничто так не обостряет память, как утрата близкого, родного человека. Тогда останавливается время, а обстоятельства заставляют вспоминать и думать о прошлом, сегодняшнем и завтрашнем дне… о Боге и мироздателе, даже о том, что, казалось бы, прошло незамеченным.
Мы вместе прошли по жизни более 58 лет. Человек, познавший труд, трудности и цену жизни… Она радовалась моим успехам в работе, в науке, гордилась мной, переживала мои трудности, порой больше, чем я».
Мужчины, думают – столпы…
Не надо долго здесь гадать.
А это психология толпы,
И многие – любители приврать.
Жизнь совершает оборот,
Мужские думают дела.
А всё прошло наоборот:
Не я, а ты мне всё дала!
«Моей любимой, мудрой и проницательной Галочке в августе 2017 года исполнилось бы 77…
Этот сборник стихов, иллюстрированный нашими совместными фотографиями, – символ нашего единства, обоюдной любви и светлой памяти».
Ушла вторая половина –
Как на одной ноге стоять?
Меня накрыла вновь кручина,
А от беды не убежать.
Так важно быть в семье вдвоём,
В четыре делать всё руки…
В этих простых строчках всё лаконично, а смысл их глубок и многогранен. И каждый найдёт своё прочтение. В этом и сила поэзии.