Оренбургский УФАС: В проблеме задержек аукциона чаще всего виноваты сами заказчики
В День знаний, 1 сентября, некоторые школы Оренбургской области не открыли двери для учеников. Причиной стал незавершенный ремонт. Проверку на готовность к учебному году не прошли три учебных заведения в Тюльганском и Асекеевском районах и Ясненском городском округе.
Не успели вовремя провести ремонт там из-за приостановки соответствующих аукционов. Кто виноват в такой ситуации объяснил заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Игорь Быховец.
– Действительно за три летних месяца не все образовательные учреждения области успели подготовиться в части проведения ремонтных работ: вовремя провести аукцион и соответственно заключить контракт с победителем. Причина такой ситуации – нарушения в аукционной документации, выявленные антимонопольным органом согласно полученным жалобам. К слову, таких жалоб мы получили свыше трехсот за период с июня по август текущего года. В вопросе, кто виноват, логичнее всего ответить, конечно, что сами заказчики. Закон о контрактной системе — один из самых изменчивых в нашей стране, и зачастую организаторы аукционов, точнее специалисты, составляющую аукционную документацию, не успевают вовремя адаптироваться к нововведениям этого закона. Конечно, имеет место быть и пресловутый человеческий фактор, когда банальная описка или неточность может привести также к задержке проведения аукциона.
Отметим, что по закону УФАС обязано реагировать на жалобу даже того человека или организации, которые не являются участниками данной закупки.
– Более того, с жалобой в антимонопольный орган может обратиться лицо, даже не зарегистрированное на электронной торговой площадке, – уточнил Игорь Быховец. – А между тем, по закону УФАС на время рассмотрения жалобы обязано приостановить подписание контракта по результатам аукциона. А бывают случаи, когда завершилось дело по конкретному аукциону, признали жалобу обоснованной или необоснованной, а на действия этого заказчика вновь поступает жалоба, соответственно, все эти действия приводят к задержке подписания контракта и начала работ по нему.
Не секрет, что среди вот истинных борцов за честные закупки есть и недобросовестные лица, так называемые «профессиональные жалобщики».
– Мы вычисляем так называемых профессиональных жалобщиков, зная некоторых, как говорится, «в лицо». Однако любой человек или организация может пожаловаться на организатора аукциона, при чем количество таких жалоб законом тоже не ограничено. Другое дело, когда система профессиональных жалоб становится незаконным способом получения прибыли, полученной, например, за их отзыв у заказчика или потенциального победителя аукциона. В таких случаях антимонопольный орган ведет взаимодействие уже с правоохранительными службами. В прошлом году, например, с поличным был взят один из таких «профессиональных жалобщиков».