Донбасс — моя боль: интервью с беженкой из Дебальцево
Внимание всего мира сегодня приковано к Дебальцеву, где до сих пор война. Страшные картины предстают перед нами в новостных выпусках. Но одно дело смотреть на войну по телевизору, и совсем другое – столкнуться с ней лицом к лицу. Мама двоих детей Виктория Сытько (фамилия изменена – прим. автора) вместе с семьей приехала в Орск Оренбургской области из этой горячей точки.
– Война – это очень страшно, – говорит Виктория. – Когда у нас только начались боевые действия, все надеялись, они быстро закончатся. Но время шло, становилось все хуже. По городу ходили украинские силовики, патрулировали территорию. Никогда не забуду момент, когда я развешивала белье на балконе, а внизу ходили снайперы и целились по окнам. Страх не передать словами. В городе постоянно слышались взрывы. Приходилось прятаться с детьми в подвале. Однажды к нам приехала мама: плачет в истерике, руки-ноги трясутся. Я поняла – нужно уезжать.
Фото: REUTERS 2015
— Вместе с детьми я перебралась в Крым, у нас там знакомые живут. Муж остался в Дебальцеве. Рассказывал, что там творится. Едешь, говорит, на машине, по обочинам – трупы, собаки руки с ногами в зубах таскают… Слава Богу, муж быстро к нам вернулся. В Дебальцево с каждым днем становилось страшнее. Из Крыма мы поехали в Казахстан, к родственникам, но там не задержались – проблемы с оформлением документов. Признавать беженцами нас не хотели. Тетя, живущая в Орске, позвала к себе. Так мы здесь и оказались. Конечно, было очень неудобно, ведь у нее своя семья. Но деваться нам некуда.
— С родными, пока была связь, созванивались. Я очень за них переживала. Да еще и постоянные перебои со связью… Места себе не находила. Помню, звоню брату, а он рассказывает, что сидел в комнате, смотрел телевизор, и тут раздался взрыв, посыпались стекла. После этого я уговорила всю семью – родителей, брата и свекровь – приехать к нам. Свекор, к сожалению, не поехал вместе со всеми, и сейчас мы даже не знаем, жив ли он – связи с городом никакой.Там сейчас вообще ничего нет: ни света, ни воды.
Виктория сделала передышку – говорить ей очень трудно.
Фото: REUTERS 2015
– Квартиру найти было сложно, у нас и документов толком-то не было, – продолжает она. – Сначала мы нашли двушку и жили там вчетвером, но когда приехали остальные родственники, то хозяева взбунтовались – народу много – и повысили квартплату. Да и тесно стало, поэтому сняли трехкомнатную. Хозяйка квартиры, доброй души человек, всегда нам что-то приносит из домашней утвари, помогает. Неудобно иной раз становится, когда нас жалеют. Нищими себя чувствуем. Некоторые говорят: «Понаехали!». А куда нам деваться? Вряд ли люди, живущие в мирной обстановке, поймут, что нам пришлось пережить. Недавно узнала, что в дом подруги попал снаряд. Муж с сыном погибли. Она и дочь в тяжелом состоянии…
Виктория заплакала.
– Знаете, я недавно в Интернете нашла фотографию своего дома, – продолжила она. – Стекол нет, все разрушено… А ведь когда мы уезжали, оставили ключи соседям. У нас дома рыбки были и много цветов. Вот я и попросила соседей присмотреть за своим хозяйством. Они мне еще тогда говорили: «Куда вы едете? Скоро все будет хорошо!». А сейчас сами тоже уехали из города, бросили квартиру. Рыбки мои погибли уже давно – мороз сильный, а окон нет. Я так хочу туда поехать… Даже не жить, а просто посмотреть на родной дом… В вашем городе в большинстве своем очень хорошие люди. Я устроилась на работу в столовую, маму тоже туда пристроила. Руководительница, как только узнала, что мы с Украины, дала нам картошки, макарон. А девочки, с которыми вместе работаем, услышав один раз мою случайную фразу: «Как же хочется соленого огурчика!», на следующий день принесли солений и домашних заготовок. Муж работает на маршрутке. Он быстро осваивается, – улыбнулась Виктория.
Фото: REUTERS 2015
– Здесь, конечно, хорошо, но хочется домой. Я недавно вышла вечером на улицу – город большой, красивый. А чувствуешь себя в нем одиноко. Все друзья и знакомые остались там. Вся моя жизнь осталась в Дебальцеве, только теперь и города-то нет. Одни руины… Ехать некуда.
Почему-то украинские власти предпочли вкладывать все силы и финансы в вооруженный конфликт. Жаль только, они не понимают, что в результате этого побоища многие дети остаются без родителей, немало людей просто бегут из родного дома вместе со своими семьями в поисках мирного неба.
Шансы на возвращение у многих малы, ведь большинство из них остались без крыши над головой, без родных – война в один миг лишила их всего. Предстоит начать жизнь с чистого листа, и они постепенно мирятся с мыслью, что назад дороги нет.