Нальвадов: Вырабатывается новая модель общения с избирателем
Только на первый взгляд кажется, что задача избирательной комиссии – чисто техническое проведение выборов и честный подсчёт голосов. На деле – это важнейший механизм применения наших с вами прав, возможности, как бы ни громко то звучало, влиять на жизнь страны. С председателем областной избирательной комиссии Александром Нальвадовым побеседовала журналист газеты "Оренбуржье" Юлия Дубенко.
– Сегодня можно смело сказать, что правовая система выборов в России сложилась. Работоспособных законов достаточно. Это признают даже страны, как мы привыкли говорить, с развитой демократией. Однако на деле возникает немало проблем. И мы не должны замалчивать самую главную – недостаточный уровень доверия к нашей системе. Поэтому мы должны стать более открытыми, дать возможность любому человеку поучаствовать в избирательном процессе.
– А он этого захочет?
– Возможно и нет, но мы должны показать движение навстречу избирателю, искреннее, постоянное. Если он почувствует интерес к себе, то непременно откликнется. Он уже не станет судачить на кухне, что всё-де подделывается, потому что своими глазами увидит, что это не так.
На мой взгляд, это важнейший процесс, потому что доверие к избирательной системе – залог доверия к государственной власти вообще.
– И как вы собираетесь добиваться задуманного?
– Во-первых, плотно работаем с кадрами. Делаем упор на формирование комиссий всех уровней квалифицированными специалистами. С недавних пор состав участковых избирательных комиссий формируется на пять лет. То есть мы уже можем целенаправленно готовить людей.
Сегодня действуют всевозможные программы обучения, выездные семинары, круглые столы, разработаны методички. Мы преподаём не только правовые основы выборов, но даже психологию, чтобы научить выстраивать отношения с партиями и избирателями.
– Как формируются новые комиссии?
– Это тоже принципиальный момент. В них входят делегаты от общественных организаций, коллективов, члены политических партий, представленных в Государственной думе. Это тоже повышает доверие к нам. Потому что люди от партий приходят политизированные, в ожидании негатива. Однако когда понимают, что всё проходит законно и они полноценные участники этого процесса, недоверие уходит. И главное, они несут эти настроения в общество.
– Большой пласт в этом деле занимает молодёжь. Как вы работаете с ней?
– Молодёжь сегодня зачастую далека от политики. Однако мы стараемся всячески привлекать её не только на выборы, но вообще для участия в избирательном процессе. Проводим выборы в вузах и школах. У нас сформирована молодёжная избирательная комиссия, как областная, так и в каждом муниципалитете. Мы доносим свои идеи и проекты посредством социальных сетей.
– А как идёт работа с партиями, если учесть, что их за год стало 49 вместо десяти?
– При избиркоме создан общественно-политический совет, каждый может обратиться к нам с вопросом, за консультацией. Разъясняем, какие документы нужны для регистрации и других избирательных действий.
– Над чем ещё нужно работать?
– Переходить на более профессиональную основу формирования территориальной избирательной комиссии. Хотя бы председателя ТИК нужно трудоустраивать. Потому что работы много, и не только в период выборов. А люди, получается, выполняют её на общественных началах, оставляя личные дела. В этой системе в области трудится в целом двадцать тысяч человек. «Нарушителей» среди них – единицы, а тень недовольства выборами ложится на всех.
– И всё же для чего нужна избирательная система, по-вашему?
– Только кажется, что голос одного человека тонет. Он важен. Он – реальная возможность легитимным способом участвовать в управлении делами государства.