Тёмный след белой глины
Недалеко от посёлка расположился большой белый холм. Как букашка, ползает по нему, утопая, бульдозер. Крошечными точками мелькают на белом фоне люди. Экскаватор и подъёмный кран замерли у товарных вагонов. Это место отгрузки белой глины, которую добывают неподалёку. И предмет борьбы между населением, предпринимателями и властью.
Чем дышать?
– Сейчас можно дышать, – указывала на нежелательное соседство с ООО «Новоорская керамика» Римма Татаркова. – А вот в жару тут будет ужас. Глина как высохнет – словно пудру кто в воздухе рассыпал. А ведь всё это попадает нам в лёгкие, оседает на коже, летит в глаза. Утром выйдешь на улицу – роса белая. Соседка уже обратилась в больницу ссухостью сетчатки глаз. Меня тоже этот недуг беспокоит. Но больше всего я переживаю о том, что будет с нашими детьми! Каолиновая глина, как пишут на разных сайтах, вредна. Может вызывать заболевания вплоть до рака лёгких.
Дом Татарковой, как и вся улица Лиманная, расположен в 50 метрах от насыпи. Неподалёку детский сад. Летом, когда во время погрузки глины ветер дует в его сторону, малышей не выводят на прогулку.
Однако пока говорить о каком-то заметном массовом влиянии на здоровье людей нельзя. Как рассказала заместитель главного врача Новоорской центральной районной больницы Галина Манакова, оснований для тревоги у медиков нет.
– Никаких заключений о наличии радиоактивного излучения мы не получали. Я могу предположить, что воздействие пыли может повлечь за собой увеличение лёгочных заболеваний. Но его тоже нет. Динамика на протяжении последних нескольких лет не меняется. Главный врач уже выезжал на встречи с людьми, где ответил на все вопросы.
Куда писать?
В феврале прошлого года жители села обратились в Роспотребнадзор. На «Новоорскую керамику» завели административное дело по факту невыполнения противопылевых мероприятий, отсутствия проекта санитарно-защитной зоны. Удалось отстоять это предписание в областном суде.
Предприятию выписали штраф в 10 тысяч рублей и потребовали устранить нарушения. Однако проводившиеся в течение года замеры превышений ПДК по пыли не показали.
Казалось бы, проблема исчерпана. Но социальная напряжённость не падает.
– Да они своими машинами тяжёлыми всю дорогу разбили! – на встречу с журналистами «Оренбуржья» приехали человек пять. – Там теперь всё поле мусором завалено! Да тут места под пастбища были! С нами не хотят разговаривать – ни власть, ни собственник!
Ощущение, что люди остались с проблемой один на один. К местным депутатам обращались – защиты не нашли, глава поссовета вроде бы соглашается с доводами, но и только – пока заметного результата нет.
Понятно, что для развития территории закрывать стабильно работающее предприятие неразумно. Но если вреда для здоровья, как утверждают специалисты, нет, то нужно это, прежде всего, объяснить жителям. И это тоже задача местной власти. Проблема невыстроенного диалога власти и народа, особенно на местах, характерна не только для этой территории. А ведь многодетная Римма Татаркова, укладывая малышей спать, думает только о том, чтобы завтра они проснулись здоровыми.
Ситуацию на заводе прокомментировал заместитель главы района Владимир Рысинов.
– На протяжении многих лет на этом участке шла отгрузка. То угля, то металлолома. Однако тревогу людей я понимаю. Их пугает огромная насыпь. Пыль от неё есть. Но ситуация не критична. Мы проводили общественные слушания, не раз выезжали туда. И большая часть людей относится спокойно, лишь некоторые требуют убрать предприятие во что бы то ни стало. Но мы не можем поставить крест на стабильно развивающемся предприятии. Оно приносит в год 600 тысяч рублей налогов, предоставляет рабочие места. Тем более оснований для этого нет.